Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д.1 стр.40. На карте

16 июня 2021 Хабр, июнь 2021

Как мы создавали корпоративный бизнес-инкубатор

Евгения Постникова, директор по развитию РДТЕХ

Добрый день, уважаемые коллеги! Я хотела бы рассказать вам, как мы создавали корпоративный бизнес-инкубатор РДТЕХ и что из этого вышло.

В 2016 году у нас появилась мысль о создании особого ресурса, куда каждый сотрудник компании мог бы транслировать свои идеи, а мы, в свою очередь, – брать лучшие предложения и воплощать их в жизнь. Было понимание, что у наших коллег точно есть хорошие, оригинальные идеи, которые не всегда могут возникнуть даже у самого опытного руководителя. При этом не у всех есть равный набор возможностей для того, чтобы выразить свои мысли и быть уверенным в поддержке. Мы хотели сделать процесс объективным, прозрачным и вовлечь в него как можно больше наших сотрудников. Но как это сделать? По итогам изучения большого количества известных на тот момент практик и проведения стратегической сессии с участием менеджмента компании нам удалось выделить и описать концепцию процесса.

Выглядела она так. Каждый сотрудник мог опубликовать свою идею в специальном разделе на внутреннем портале. Идею без указания имени автора (чтобы его личность не влияла на оценку) видели и могли оценить все сотрудники компании – поставив от 1 до 5 «звездочек». Критерии для подачи идей были минимальны: новизна и полезность для компании. В конце каждого квартала 3 набравшие наибольший рейтинг идеи признавались победившими, их авторы получали фиксированный денежный бонус, а идеи направлялись в особый совет, включающий в себя экспертов из разных областей знаний в компании. Там идеи анализировались, и большинством голосов определялся путь идей: на реализацию, в архив или на доработку до концепции (если идея сложная, и необходим более глубокий анализ применяемых технологий, рынка и эффекта от реализации). После чего идея направлялась по предложенному пути.

Предполагалось, что по итогам реализации идеи автор также будет получать определенный процент от маржинального дохода или от экономии – если идея касается внешних или внутренних усовершенствований соответственно.

Итак, что же получилось. Вначале идей был просто поток – более 45 за год, при общем количестве сотрудников порядка 200 человек. Далее их количество постепенно снижалось. Были и большие, сложные идеи, такие как «Универсальный конструктор OLTP-приложений» или «Технологический стек на основе продуктов с открытым исходным кодом под брендом РДТЕХ»; были смелые, например, про фото с флагом компании на Эвересте :o) Сам путь идей очень напоминал воронку продаж: так, в 2017 к нам поступило 26 идей, одобрено советом экспертов 9, реализовано 2.

Из этого пула родились проекты, не типичные для деятельности компании, но расширяющие спектр областей, где мы имеем компетенции. Их можно посмотреть и сейчас: это сервис планирования питания Check-Check (в будущем – рекомендательный движок), а также умный сервис, направленный на мониторинг и прогнозирование негативных отклонений здоровья человека, - Actenzo. Как развивались идеи этих продуктов, с какими сложностями мы сталкивались и к чему пришли – наверное, тема отдельного рассказа.

Были и идеи, ориентированные внутрь компании – направленные на повышение производительности, качества или снижение себестоимости/сроков. На них я, будучи связанной NDA, более подробно останавливаться не буду, отмечу только, что частью из них мы пользуемся и поныне ​

Также мы устраивали конкурсы идей: задавали тематику, ограничивали срок подачи двумя неделями и согласовывали дополнительный бюджет на вознаграждение победителей. Эти активности давали самый большой отклик: в прошлом апреле в ответ на внутренний конкурс мы получили 14 идей за неделю, а за весь год в рамках стандартного процесса публикации идей на портале – 19. Почему так получилось? Ответ от одного из наших технарей: «Дайте запрос. Не могу придумывать идеи в пустоту».

Заметили закономерность: если идея автора побеждала, то он почти со 100%-ной вероятностью генерил еще. Это не зависело от должности и области деятельности человека. Кажется, тут мы пришли к психологической особенности: признание, что твои идеи – хорошие, помогало автору снизить критичность к собственным мыслям и уменьшить боязнь общественного порицания (мол, что за бред он придумал…)

Как я уже отмечала, с каждым последующим годом количество идей снижалось: текучка у нас небольшая, и, возможно, большую часть идей люди уже транслировали. В этом году мы решили поменять процесс. Теперь идея, которой решит поделиться автор, будет пропущена через фильтр «новизна/полезность» и направлена напрямую для оценки советом экспертов. В случае, если совет экспертов рекомендует идею к реализации, автору сразу будет выплачено вознаграждение, а идея направится по предложенному пути. Каков будет результат изменений – увидим спустя несколько месяцев.

Недавно мы решились и выпустили наш портал идей во внешний мир. Теперь поделиться идеей могут не только наши коллеги, но и все, кто захочет реализовывать свои идею в сотрудничестве с РДТЕХ. При этом мы решили не ограничивать круг тем, боясь упустить перспективные идеи, не относящиеся к задаваемой тематике, и указали как обязательное условие просто «область высоких технологий». Это будет не акселератор: идея будет интегрирована в компанию, автор получит предложение о партнерстве, трудоустройстве или частичной занятости и систему вознаграждений по итогам реализации идеи. Что выйдет из этой задумки – прогнозировать сложно, но я готова поделиться результатами примерно через год.

Возможно, наш опыт будет полезен другим компаниям, которые планируют создавать собственный похожий ресурс. А может, в вашей компании уже есть инкубатор идей? Нравится ли вам механизм его работы? Пишите, буду рада обменяться опытом и ответить на вопросы.

Источник: https://habr.com/

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ
Анна Вохмянина
Евгения Постникова
директор по развитию РДТЕХ