Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д.1 стр.40. На карте

16 марта 2021 "Системный администратор", Выпуск №03 (220)

Сила и слабость СПО

Владимир Сизых, директор по стратегическому маркетингу РДТЕХ

30 лет назад студент Хельсинкского университета Линус Торвальдс выпустил ядро Linux с открытым кодом и привлек помощников для разработки своей операционной системы. С годами свободное и открытое ПО уверенно завоевало место под солнцем ИТ-отрасли, потеснив проприетарные решения. Участники заочного круглого стола журнала "Системный администратор" не стали изучать феномен СПО, но обсудили практику применения программ Open Source в нашей стране. Компанию РДТЕХ представил директор по стратегическому маркетингу Владимир Сизых.

Как вы считаете, растет ли с годами использование ПО с открытым кодом в России? Да? Нет? С чем это связано?

- Рынок СПО в России условно можно разделить на две составляющие. Первая – это государственные учреждения и компании, в основном производственные, со значимым госучастием. В этой нише велико государственное регуляторное давление, которое вытесняет западное проприетарное ПО. Поскольку эта часть рынка уже давно установила свои правила, то прирост здесь есть, но он небольшой.

Интереснее наблюдать за второй составляющей – за рынком коммерческих компаний. Здесь стоит отметить коренной перелом, который произошел около 2–3 лет назад. На СПО перестали смотреть как на «второсортный» продукт. Сегодня при выборе того или иного ИТ-инструмента ПО с открытым кодом рассматривается наравне с проприетарным софтом. ИТ-команды оценивают эффективность всех продуктов и лишь после этого принимают решение о выборе. И здесь надо признать, что ПО с открытым кодом постепенно отвоевывает рынок.

Такой результат, в первую очередь, связан с возросшим качеством СПО, а также с изменением модели развития ИТ-рынка. Сегодня базовое ПО с открытым кодом, как правило, существует не само по себе, а в некоем окружении, в которое входят как бесплатные версии продуктов, так и платные модули, комплементарное ПО, продаваемое за деньги. Это небольшие экосистемы, внутри которых есть продукты с разными моделями распространения.

Насколько открытые решения конкурентны по сравнению с коммерческими продуктами? Когда выгодно Open Source применять, а когда нет?

- У Open Source есть два преимущества перед проприетарным ПО: отсутствие лицензионных отчислений и открытость исходного кода. При этом есть и явные минусы: риск внезапного закрытия проекта, а также возможны сложности поддержания системы. Соответственно, там, где преимущества СПО имеют наивысший приоритет в перечне критериев при выборе решения для внедрения, выбор склоняется в сторону открытого кода. Там, где важнее другие критерии, компании выбирают проприетарное ПО.

Пользуетесь ли вы в своей работе Open Source или же предпочитаете проприетарные решения? Почему?

- В своей работе мы используем оба типа программ. И, как я ответил выше, всё определяется целесообразностью и важностью соответствующих критериев. Очень много Open Sourse-решений используется «внутри» ИТ – в Back-Office. Во «фронте» таких решений значительно меньше. Причина, как мне кажется, кроется в том, что при разработке СПО во главу угла встает техническая функциональность, а не простота и удобство. Технари ценят эту инженерную красоту, понимают ее, любят и восхищаются ею. Людям, далеким от программирования, для кого компьютер – это просто инструмент для решения его повседневных задач, в первую очередь требуется удобство. А удобство и комфорт, как правило, стоят денег. Компании готовы платить за этот комфорт, т. к. в противном случае им бы пришлось нанимать на все должности ИТ-шников, которые любят «черный экран» и умеют работать в режиме командной строки.

Если ваша компания – разработчик СПО, назовите причины, тормозящие распространение Open Source у нас, и как их можно преодолевать?

- Бизнес научился считать совокупную стоимость владения. Ограниченная функциональность, которая часто встречается у СПО по сравнению с коммерческими продуктами, является основным барьером. Делать полнофункциональные качественные продукты долго и дорого. В нашем продуктовом портфеле есть решения с использованием СПО, и практика подтверждает, что бизнес после многомерного анализа чаще выбирает решения с использованием либо платного ПО, либо бесплатного ПО, но с платными надстройками.

Какие продукты с открытым кодом востребованы в России?

- Как и любая другая страна, Россия имеет свои особенности, но не является исключением, если говорить про востребованность СПО. Поэтому серверные операционные системы, базы данных, облачные решения уже давно пользуются заслуженным спросом. Достаточно быстро заняли свою нишу на рынке продукты, связанные с хранением и обработкой больших данных. Сегодня набирают спрос средства контейнеризации и виртуализации.

Будущее Open Source? Разделяете ли вы мнение бывшего издателя журнала «Linux Journal» о том, что «Linux и свободное ПО проиграли битву технологическим гигантам»?

- Скорее, я соглашусь с этим тезисом, т. к. технологические гиганты имеют больше ресурсов для быстрой разработки и вывода на рынок новых продуктов. При этом свободное ПО также частично поддерживается теми же технологическими гигантами.

Окружающий мир и ИТ-рынок очень динамичны. И вполне возможно, что в будущем мир полностью перейдет на работу с приложениями по подписке. Тогда СПО останется только там, где вопросы национальной безопасности стоят превыше всего, а в остальных ситуациях мы будем пользоваться подписками, где уживаются бесплатное, фремиум (частично платное) и платное ПО.

Ознакомиться со всеми материалами круглого стола: http://samag.ru/



Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ
Анна Вохмянина
Владимир Сизых
директор по стратегическому маркетингу РДТЕХ