Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д.1 стр.40. На карте

30 сентября 2020 ICT-Online, сентябрь 2020

Осень-2020 для отечественных ИТ-игроков. Динамика, перспективы, комментарии участников рынка

Евгений Осьминин, директор по развитию продаж РДТЕХ

С каким багажом подошел отечественный ИТ-рынок к IV кварталу 2020 года, и будет ли устойчивым традиционный сезонный подъем бизнес-активности наступившей осенью? Есть ли основания надеяться на рост ИТ-бизнеса к концу года, и если да, то в каких сегментах прежде всего? Об этом за круглым столом ICT-Online.ru беседуют представители компаний «ЛАНИТ-Интеграция», Softline, «ЭОС ПВ», «ОНЛАНТА», КОМПЛИТ ИС, ЭЛАР, Angara Professional Assistance, «ИКС Холдинг», ICL Services, Treolan, РДТЕХ и НОРБИТ. Нашу компанию представил директор по развитию продаж Евгений Осьминин.

ICT-Online.ru: Как вы оцениваете состояние отечественного ИТ-рынка? Какие внутренние и внешние проблемы, связанные с корона-кризисом и не только, рынок сумел проработать за летние месяцы 2020 года, с каким заделом вступает в новый сезон?

Директор по развитию продаж РДТЕХ Евгений Осьминин: Прогнозы аналитиков предсказывают падение отечественного ИТ-рынка от 15 % до 40 % в зависимости от сегментов и продуктового портфеля, а возвращение к докризисным показателям – не ранее 2023 года. Однако обновленный, более оптимистичный прогноз по падению ВВП, быстрая адаптация ИТ-компаний к новым реалиям, возросший спрос на некоторые ИТ-продукты, связанные с удаленной работой, системами мониторинга, облачными технологиями хранения данных, позволяют более позитивно оценивать падение ИТ-рынка РФ в целом – в районе 18-25 % в долларовом эквиваленте. Эти факторы, а также государственные меры поддержки ИТ-компаний с 2021 года позволяют ожидать восстановление отечественного ИТ-рынка до уровня 2019 года уже к 2022 году – при условии отсутствия очередной, более серьезной волны пандемии.

Показатель падения для каждого сегмента рынка определяется финансовым состоянием заказчиков и потребителей услуг. Максимально пострадали компании, обеспечивающие отрасли общественного питания, розничной торговли, туристической и транспортной сферы. В меньшей степени пандемия сказалась на сокращении заказов в государственной, банковской, телекоммуникационной сферах, СМИ.

Значительное количество комплексных, долгосрочных проектов, связанных с системной интеграцией, заказной разработкой, заказчики сокращают или откладывают на следующие периоды. На услуги технической поддержки первая волна пандемии повлияла в меньшей степени, но если экономика не перейдет к восстановлению в ближайшие месяцы, то риски сокращения и этого рынка существенно возрастут.

Соответственно, в настоящий момент финансовое состояние и перспективы ИТ-компаний могут быть совершенно различными, обусловленными их рыночно-продуктовой матрицей, с которой они вошли в пандемию. А гибкость и адаптивность продуктового портфеля может позволить минимизировать потери и даже найти новые точки роста. Среди отраслей, которые будут активно развиваться в ближайшей перспективе, эксперты называют государственные органы власти, электронную торговлю, образование, медицину, телекоммуникации.

Сложившаяся ситуация позволила объективно оценить организационную и финансовую устойчивость ИТ-компаний, взглянуть в ином свете на применяемые технологические решения и бизнес-процессы. Безусловно, полученный опыт и знания трансформируют привычные модели ведения бизнеса, способствуют появлению новых продуктов и услуг, стимулируют развитие механизмов минимизации последствий подобных рисков в будущем.

Введенные весной ограничительные меры стали неожиданностью для всех. Основные вопросы, которые нужно было решать, – максимально быстрая адаптация к новым условиям, сохранение заказчиков и производства. Через несколько месяцев работы в условиях ограничительных мер формируется принятие новой реальности. Уже сейчас многие компании начинают анализировать экономические аспекты удаленной работы, оценивают возможности ее сохранения в том или ином объеме, перестраивают отношения с заказчиками, выводят комплексные продукты и услуги, ориентированные на эффективную работу в новых условиях.

Существенно расширился ИТ-инструментарий, применяемый как для обеспечения деятельности компаний, так и для работы с рынком. С высокой вероятностью можно утверждать, что после окончания действия ограничительных мер данные решения и технологии позволят повысить эффективность ведения бизнеса, оптимизировать процессы и станут драйверами для развития.

ICT-Online.ru: Какую динамику рынка вы прогнозируете: есть ли надежда на рост, при каком раскладе он сможет начаться? Или, наоборот, это время осторожных ожиданий, предчувствия спада, по каким причинам? В какой точке корона-кризиса, по вашим оценкам, рынок находится сейчас? Обычно осенью бизнес-активность растет - будет ли так в этом году?

Евгений Осьминин: В настоящий момент, как я уже говорил, стресс от первой волны пандемии сменился конструктивным поиском путей адаптации к новым реалиям, выстраиванием новых бизнес-моделей, поиском и реализацией новых точек роста. При этом пандемия еще не закончилась, все ждут второй волны коронавируса. Оценки ее последствий совершенно полярные. Внешняя среда также высокотурбулентная, с высоким уровнем неопределенности. Формируется понимание, что такое состояние продлится как минимум несколько лет, просто переждать его не получится. Это особенности новой реальности, к которой также нужно адаптироваться. Поэтому, наверное, можно говорить об осторожных позитивных ожиданиях. Осенний рост бизнес-активности, которая в этом году ушла частично в online, это подтверждает.

Мы не можем говорить о сроках окончания пандемии, особенностях ее развития, последствиях, к которым она в итоге приведет. Но однозначно можно утверждать, что за полгода ограничений ИТ-рынок трансформировался, и возможные новые всплески пандемии он уже встретит более подготовленным.

2021-2022 годы будут характеризоваться ростом, связанным как с восстановлением существующего ранее рынка, так и с появлением новых сегментов, продуктов, игроков на «посткоронавирусной» почве. Интенсивность этого роста будет зависеть в первую очередь от восстановления экономики в целом.

ICT-Online.ru: Как вы оцениваете расстановку сил на рынке - останется ли она прежней, или, может быть, «выстрелят» какие-то новые компании? Что может существенно поменять общую картину? Какой может быть роль регуляторов в этом процессе?

Евгений Осьминин: Крупные ИТ-компании, имеющие большой портфель долгосрочных проектов и диверсифицированный бизнес, либо компании, работающие в отраслях, не пострадавших от коронавируса, с высокой вероятностью сохранят значительную часть своего рынка. Скорее всего, мы увидим появление небольшого количества новых игроков на рынке ИТ-услуг. Среди них будут компании, которые быстрее других выведут на рынок новые продукты и услуги, востребованные в изменившихся условиях (online-сервисы, системы мониторинга и контроля, средства удаленной работы и так далее), компании, ориентированные на цифровизацию организаций, в том числе в госсекторе, а также, вероятно, компании, ориентированные на облачные технологии.

Представители Минцифры РФ на последней встрече G20 назвали развитие информационных технологий ключевой задачей, анонсировали беспрецедентные меры поддержки ИТ-отрасли. Часть из них уже вступает в силу с января 2021 года. Среди них пакет налоговых преференций, поддержка компаний, ориентированных на импортозамещение, льготное кредитование ИТ-отрасли, упрощение процедур, связанных с регистрацией ИТ-компаний. Эти меры также будут положительно влиять на восстановление и развитие рынка ИТ и появление новых компаний.

ICT-Online.ru: В чем сейчас будет особенно важна синергия, а в чем - персональная ответственность каждого? Ваши пожелания собственному коллективу и коллегам по рынку.

Евгений Осьминин: Пандемия и необходимость преодоления ее последствий способствовали активизации деятельности, направленной на поиск новых точек роста и векторов развития, вывод новых услуг и продуктов, стимулировали творческую активность. При этом фоном выступает сокращение рынка и высокая неопределенность прогнозов, необходимость оптимизации затрат. Эти условия стимулируют развитие партнерских отношений, возникновение различных форм коллабораций, которые позволяют компаниям выводить новые продукты и услуги, совместно осваивать рынки, оптимизировать производственные затраты. Безусловно, новые формы сотрудничества, нетипичные для «докоронавирусной» эпохи коллаборации, на фоне высокой неопределенности создают благоприятную почву для возникновения синергетических эффектов, которые мы сможем наблюдать уже в ближайшее время, и, возможно, именно они станут драйверами восстановления.

Коллегам и партнерам желаю всегда сохранять оптимизм, помнить, что непрерывное развитие – это та ценность, которая позволит нам преодолеть все трудности, становясь при этом эффективнее и конкурентоспособнее.

ICT-Online.ru: Большое спасибо за беседу!

Полная версия обзора: https://ict-online.ru/

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ
Анна Вохмянина
Евгений Осьминин
директор по развитию продаж РДТЕХ