11
октября 2017
"Банковские технологии", №09 (259) 2017
Единое решение для налогового комплаенса: сравнивая FATCA и CRS
Налоговый комплаенс – FATCA против CRS
Должно быть, вы думаете, что одной системы для налогового комплаенс достаточно. Да, пока все мы имели дело в этой области только с FATCA, так оно и было. Сейчас же, с распространением CRS (Common Reporting Standard), некоторые финансовые институты начинают задумываться о необходимости использования двух систем.Здесь и начинаются проблемы.
В 2010 году IRS (Налоговая служба США) приступила к прорабатыванию деталей по Закону США о налогообложении иностранных счетов (FATCA). Этот процесс завершен в феврале 2014 соглашением об общем формате отчетности между IRS и OECD (Организацией экономического сотрудничества и развития), Форма 8966. В то время OECD уже работала над глобальным подходом к обмену финансовой информацией для борьбы с уклонением от уплаты налогов.
К сожалению, OECD использовала подход FATCA скорее в качестве «вдохновения», а не как прототип. Чем больше менялся AEOL (автоматический обмен информацией) в сторону упрощения процесса, тем больше росли различия между двумя системами.
В результате финансовые институты были вынуждены внедрить новые процессы, а многие из вендоров программного обеспечения так и не усовершенствовали свои FATCA-решения для того, чтобы покрывать и требования по CRS. Что и говорить, жизнь проще не стала. В некоторых случаях финансовым институтам пришлось искать вторую систему, потому что существующее FATCA-решение оказалось не расширяемым – даже при том, что две эти темы более или менее связаны между собой.
Цель одна, правила разнятся
Различия между FATCA и CRS многочисленны, и начинаются они с процесса идентификации. Для FATCA мы ищем признаки того, что клиент – это налоговый резидент США: только одна страна, только один поисковый критерий – «США» – который необходимо проверить. В случае с CRS нам необходимо проверить клиента на налоговое резидентство в одной или более из – на данный момент – 94 стран, и при этом мы можем получить множественные совпадения с критериями CRS по нескольким странам для одного и того же клиента.Следующее отличие – в процессе классификации клиентов. FATCA предполагает намного больше типов классификации, чем предусмотрено в CRS, и их определения варьируются для некоторых категорий клиентов (например, для финансовых институтов). Совпадения с критериями CRS не дают однозначного результата, только предположение, что это CRS-случай. Результаты проверки должны быть подтверждены специалистом для финального решения. Весь этот процесс должен быть доступен для дальнейшего анализа.
Наконец, подготовка отчетности по CRS – это также непростой вопрос: В большинстве стран отчетность – это простой процесс для FATCA из-за небольшого числа клиентов и не самой высокой важности этой задачи для финансовых институтов и местных государственных органов. CRS – это более важная задача (например, в случае если клиент банка живет и работает за рубежом). Местные налоговые органы гораздо более заинтересованы в CRS-результатах, чем в соответствующем отчете от IRS (что не является отчетом по форме 8966 и содержит гораздо меньше информации).
Госорганы интересуют два аспекта: возможные дополнительные налоговые поступления из иностранных счетов налоговых резидентов и дополнительная информация о клиентах. В ряде стран местные налоговые органы требуют включения дополнительной информации в отчет. Кроме того, финансовые институты сталкиваются с техническими проблемами из-за различных требований к отчетности (протокол, процедуры и формат), даже если используется одна и та же Форма 8966. И чтобы никому не показалось мало: обязательное содержимое отчетности различается в FATCA и CRS.
Если позволите, описанное выше – это набросок вершины айсберга. На самом деле, здесь гораздо больше аспектов для обсуждения.
Обеспечение требований и по FATCA, и по CRS в рамках одной системы
Если вы думаете, что вам понадобятся две разные системы для того, чтобы справиться с этим, то… подумайте снова. Такой подход приведет только к большим затратам и усложнению работы сотрудников. Лучший способ – покрыть требования и по FATCA, и по CRS единой системой.Как это работает:
- Идентификация: различные признаки (рекомендованные в CRS признаки, а также дополнительные признаки и документация по процессу идентификации) настраиваются в базовых правилах системы – независимо ни от какой страны. В начале работы с системой вы всего один раз определяете критерии для поиска CRS-соответствий и затем просто «связываете» нужные страны с выбранным набором правил (например, можно установить правила для всех стран – участниц CRS). При проверке каждый клиент единовременно проходит процедуру идентификации и в FATCA, и в CRS (чтобы избежать разных результатов от двух разных решений).
- Верификация: Большое различие представляет процесс классификации в одной и другой системах. FATCA предполагает намного больше типов классификации (также из-за процесса удержания налогов), в CRS предусмотрено меньше типов классификации. Этот аспект может быть легко урегулирован использованием различных бизнес-процессов для предполагаемых CRS-релевантных клиентов и обнаруженных признаков по FATCA. Также важно получить клиенториентированный взгляд на все финальные результаты как для CRS, так и для/или FATCA. Один клиент может быть гражданином США с различным налоговым резиденством.
- Отчетность. Форма 8966 должна быть заполнена обязательными данными – как для FATCA, так и/или для CRS. Поэтому модуль отчетности должен гибко настраиваться и поддерживать три составляющие: форма, данные и определение шаблона (например, для контента), чтобы соответствовать всем аспектам. Процесс настройки очень простой и не потребует навыков программирования. Система по шагам проведет работающего с ней сотрудника по всему процессу создания отчета. Помимо стандартной формы 8966, банк может использовать индивидуальную форму отчета для выполнения требований локального законодательства в части раскрытия информации по клиентам.
pdf-версия статьи