×
Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д. 1, стр. 40. На карте
20АпреляРоссийская газета, 20 апреля 2016 г.

Комментарий РДТЕХ в рамках статьи "На сайт без очереди" (Госуслуги окончательно переведут в электронную форму)

Владимир Сизых, директор по маркетингу РДТЕХ

Уже в 2018 году 70 процентов всех государственных услуг должно оказываться в электронной форме. Об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Сегодня многие привычные для нас вещи - будь то получение загранпаспорта, постановка транспортного средства на учет, оплата штрафов, запись в поликлинику, общение с ФНС, перестали ассоциироваться у нас с очередями в несколько дней. Мы просто успели забыть, как подобные услуги предоставлялись буквально несколько лет назад. И все это итоги развития федеральных информационных систем. Это наш серьезный технологический прорыв. "Ведь в большинстве своем это заказные отечественные разработки, - отметил вице-президент "Техносерв" Андрей Богомолов. - Период становления электронного государства во всех его проявлениях во многом уже состоявшийся процесс". Большинство жизнеобразующих государственных ИТ-систем действительно находится на пороговом значении своего развития. Например, введение в эксплуатацию автоматизированной системы контроля за возмещением НДС, которая внедрена ФНС России, создало новые этические правила для работы бизнеса.

По оценкам экспертов, большое внимание в перспективе будет уделяться сфере образования, оценке его качества. "Будет активно использоваться созданная единая база учета всех обучающихся (федеральный сегмент ИС "Контингент"), с помощью которой можно будет анализировать все данные о детях, собирать статистику, решать вопросы с очередями в детские сады и школы", - рассказал председатель совета директоров компании "Нетрика" Артем Мошков.

Огромное внимание государство уделяет социальной сфере - образованию и здравоохранению. "Стоит задача создания единого информационного пространства медицинской отрасли в стране, разработаны "дорожные карты" развития Единой государственной информационной системы здравоохранения в регионах, - рассказал коммерческий директор компании "ФОРС - Центр разработки" Евгений Ефименко. - Большой потенциал государство видит в развитии телемедицины в нашей стране, начиная с удаленных консультаций и заканчивая персональным мониторингом состояния здоровья пациентов. Уже принят ряд законодательных актов, создающих правовое поле для такого рода врачебной деятельности". По словам эксперта, технологически для этого созданы все условия, разработаны системы, позволяющие это делать, есть огромный выбор медицинских портативных измерительных приборов. "Нужна только готовность и желание врачей и медицинских учреждений к активному внедрению систем телемониторинга в масштабах всей страны", - подчеркнул Евгений Ефименко.

Идет активное развитие электронного документооборота (ЭДО) в госорганах. Еще в сентябре прошлого года вступил в силу приказ минкомсвязи и ФСО, описывающий требования к взаимодействию госорганов при обмене электронными документами.

По словам экспертов, ЭДО относится к проектам базовой автоматизации. "С этого обычно начинают, - отметил Евгений Ефименко. - В коммерческом секторе этот начальный этап пройден большинством крупных и средних компаний. Дополнительный стимул этому процессу придаст ввод в массовое обращение электронной подписи. Компании различных отраслей и масштабов бизнеса все лучше понимают, что формализация деятельности - мощный ресурс экономии, и внедряют ЭДО весьма активно".

Препятствий как таковых к полному переходу на электронный документооборот, по словам эксперта, сейчас нет. Все проблемы носят организационный характер и вытекают из того, что в результате автоматизации базовых функций сотрудников растет контроль за их деятельностью. "Не всем это нравится, поскольку уровень персональной ответственности повышается, а деятельность становится полностью прозрачной для руководства и коллег, - заметил Евгений Ефименко. - Тем не менее без масштабного внедрения электронного документооборота во всех госучреждениях полноценного электронного правительства в нашей стране не будет".
Акцент: Очевидное препятствие для перехода к электронному документообороту - менталитет чиновников, воспринимающих только бумажный документ с подписями и печатями

Существует также несколько препятствий для перехода к безбумажному документообороту в госсфере. "Очевидное препятствие - это менталитет чиновников, традиционно воспринимающих только бумажный документ с подписями и печатями, - отметил генеральный директор SAP СНГ Павел Гонтарев. - Другое препятствие - в межведомственном взаимодействии подход к документообороту пока больше похож на обмен файлами (зачастую содержащими только графическую копию документа), а не обмен структурированными данными".

Аналитики отмечают, что в развитии ИТ в госсекторе есть несколько узких мест. Пока открытым остается вопрос перевода государственных информационных ресурсов в облачное хранение. В каком-то смысле и сейчас госинформресурсы хранятся в частных облаках - в ЦОДах соответствующих ведомств. Есть распоряжение правительства о переходе к гособлаку, с установленными плановыми сроками перехода к концепции работы в гособлаке, в частности, все ИТ-ресурсы ведомств должны быть переведены в облако до конца 2020 года. Для этого, в соответствии с концепцией, должен появиться единый оператор, обеспечивающий государство инфраструктурой, а в июне этого года должны появиться пилотные проекты по переводу ИТ-ресурсов не менее трех органов государственной власти в систему ЦОД.

Но спрогнозировать точный срок перевода госресурсов в облака сложно. Эксперты считают, что пока в России высок уровень "межведомственных барьеров". "Облачные технологии предполагают высокий уровень централизации ресурсов, что способно повлечь конфликт интересов между различными органами исполнительной власти, - уверен эксперт РДтех Владимир Сизых. - Теоретически государство должно выигрывать за счет централизации ресурсов, но на практике может возникнуть слишком много подводных камней, которые не дадут "взлететь" этой технологии". Поэтому сегодня бизнес, который был бы готов строить облака и предлагать облачные услуги государству, выжидает: какова будет практика применения вступившего в силу законодательства.

Читать статью на rg.ru

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ