×
Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д. 1, стр. 40. На карте
10СентябряБанковские технологии, №8 (235) 2015

Интервью РДТЕХ и Банка Москвы "Автоматизация ведения досье валютного контроля"

Евгений Пустозеров, директор Центра банковских решений РДТЕХ; Татьяна Мирук, вицепрезидент — директор операционного департамента Банка Москвы

В Банке Москвы успешно реализован проект автоматизации ведения досье валютного контроля. Каковы цели и результаты проекта, возможность его применения в других финансовых организациях? На вопросы «Банковских технологий» согласились ответить ЕВГЕНИЙ ПУСТОЗЕРОВ, директор Центра банковских решений РДТЕХ и ТАТЬЯНА МИРУК, вицепрезидент — директор операционного департамента Банка Москвы.

«Банковские технологии»: Татьяна, какие цели преследовал Банк, принимая решение о хранении досье валютного контроля в электронном виде?

Татьяна Мирук: Банк России достаточно давно разрешил банкам принимать решение о хранении досье валютного контроля в электронном виде. Учитывая, что свыше 90 % документооборота с клиентами по валютному контролю в Банке Москвы оформляется в электронном виде, логичным решением явилась и организация хранения досье валютного контроля в электронном виде. Кроме того, полный перевод документооборота в электронный вид позволил упростить и повысить прозрачность работы с архивами по валютному контролю. Да и материальный эффект от сокращения расходов (расходы на печать, бумагу, архивные площади) тоже немаловажен.

«Б. Т.»: Евгений, насколько, по вашему мнению, актуальна задача хранения и обработки документов Валютного Контроля в банках? Каким банкам это необходимо в первую очередь?

Евгений Пустозеров: Задача хранения и обработки документов валютного контроля проистекает из соответствующих требований законодательства. Основополагающим документом по данной теме является Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливающий основные понятия и правила регулирования валютных операций. Требования в отношении банков регламентируются соответствующей Инструкцией Банка России от 04.06.2012 №138-И, в которой детально прописаны правила взаимодействия с резидентами и нерезидентами при проведении валютных операции и порядок ведения досье валютного контроля. Соответственно, для всех банков, которые активно занимаются предоставлением услуг, связанных с обслуживанием внешнеэкономической деятельности клиентов и валютным контролем, актуален вопрос организации эффективного процесса ведения досье валютного контроля.

«Б. Т.»: Татьяна, опишите ситуацию до внедрения системы, какие проблемы возникали и каким образом Вы находили решение?

Татьяна Мирук: До внедрения валютный контроль в Банке осуществлялся на основании бумажных досье, причем даже поступившие в банк по дистанционным каналам в электронном виде документы приходилось распечатывать, что требовало серьезных трудозатрат от валютных контролеров. Не способствовала повышению эффективности процесса и децентрализация хранения бумажных документов валютного контроля.

В процессе опытной эксплуатации работа валютных контролеров была перестроена на единое хранилище документов, что позволило упростить бизнес-процесс и повысить его производительность за счет повышения прозрачности и унификации .

«Б. Т.»: Что было сделано в рамках проекта? Каковы сроки и результаты проекта?

Татьяна Мирук: На момент начала внедрения в Банке уже эксплуатировалось «Электронное хранилище образов кредитно-обеспечительной документации» (ЭХО КОД), которое решало аналогичную задачу по обработке и хранению документов по кредитным и документарным сделкам с корпоративными клиентами Банка. Соответственно, автоматизацию ведения досье валютного контроля было решено реализовать на базе существующего функционала ЭХО КОД. В рамках проекта были выполнены следующие основные задачи:

  • Доработан механизм импорта в систему документов произвольных форматов (в т.ч. xml и различных офисных приложений);
  • Настроена структура хранения досье валютного контроля непосредственно в архиве (двух типов - для договоров, по которым оформлен паспорт сделки, и договоров (иных документов, обосновывающих проведение расчетов), по которым в соответствии с Инструкцией 138-И паспорт сделки не оформляется);

  • Настроена ролевая структура доступа для новых типов документов и пользователей.

Выполнение указанных работ, тестирование функционала и ввод системы в эксплуатацию заняли около 4 месяцев.

В результате Банк получил возможность организовать процесс ведения досье валютного контроля более эффективно, при этом соблюдая требования ЦБ РФ.

«Б. Т.»: Возможно ли внедрение данного функционала в других банках?

Евгений Пустозеров: Несмотря на то, что в Банке Москвы модуль ведения досье валютного контроля являлся частью «большого» архива под названием ЭХО КОД, сам по себе функционал является независимым от ведения кредитного досье и поэтому может использоваться как отдельный модуль. Поэтому если стоит задача автоматизировать только ведение досье валютного контроля, то, учитывая накопленный опыт, она вполне реализуема. А так как требования к валютному контролю регламентированы для всех банков (Инструкцией Банка России от 04.06.2012 №138-И), то и решение является типовым и применимым для любого коммерческого банка.


Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ