×
Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д. 1, стр. 40. На карте
15Маяrjob.ru, май 2015

Комментарий РДТЕХ в рамках статьи "Офисный моббинг: как защитить себя от травли на работе"

Марина Кондратенко, HR-директор РДТЕХ

Конфликты в коллективе – явление регулярное. Хорошо, если спорщики ищут компромиссные решения и расходятся с миром. Хуже, если речь идёт о корпоративном моббинге – форме психологической травли на работе. Rjob узнал, как моббинг влияет на производительность, стоит ли жаловаться начальству на коллег-обидчиков и почему в некоторых организациях руководство поощряет столкновение интересов сотрудников.

Виды моббинга

Офисный моббинг одинаково распространён как в российских, так и в зарубежных компаниях. При этом инициаторами корпоративного раздора становятся и руководители, и подчинённые. Чаще всего агрессор (или агрессоры) пытается самоутвердиться за счёт слабой стороны или же ликвидировать соперника, мешающего карьерному росту.

Надежда Сафьян, гештальт-психолог, HR-консультант и бизнес-тренер:
"Инициаторы моббинга — люди властные, стремящиеся влиять на окружающих. Нападающие отстаивают свою территорию, статус, ресурсы и значимость.

Офисный моббинг представляет собой повторяющиеся или регулярные конфликты внутри организации, имеющие деструктивный характер, влияющие на трудовые отношения. Варианты офисного моббинга могут быть очень разными: явный или скрытый, сознательный или неосознанный, масштабный или локальный, управляемый или неуправляемый, вертикальный (от руководителя) или горизонтальный".

Алексей Горбунов, генеральный директор консалтинговой компании SQ-Team:
"Моббинг существует в любом коллективе, начиная с детского сада. Но степень агрессии и давления — всегда разные. Любые кризисные ситуации в компании или нерешённые, тлеющие конфликты провоцируют травлю. Если руководство компании неравнодушно к психологическому климату в коллективе и само не поощряет распространение слухов, непроверенной информации и не использует манипулятивные инструменты в управлении, то моббинг носит инцидентный или временный характер.

Моббинг бывает стихийным или управляемым. Стихийный вариант в подавляющем большинстве случаев — «заслуга» страдающей стороны, которая не может справиться с ситуацией.

Управляемый моббинг нередко используется как инструмент давления на «неугодных» сотрудников, которых хотят уволить".

Марина Кондратенко, HR-директор РДТЕХ:
"Моббинг «цветёт» в условиях жёсткой нехватки ресурсов: финансовых, человеческих или временных.

Офисная война — один из способов насильственного, неконструктивного перераспределения ресурса. Соответственно, если компания находится в ресурсном дефиците, скрытый или явный моббинг сотрудников там обязательно будет".

Проявления офисной травли многогранны: бойкот, словесные унижения, критика, угрозы, сплетни, клевета. Любой из этих методов воздействия негативно сказывается на работе не только жертвы, но и всего коллектива.

Последствия офисного моббинга

Поведение жертвы моббинга во многом предопределяет дальнейшее развитие событий. Если сотрудник может дать отпор, то травля сама собой сходит на нет. Если человек, на которого нападают, эмоционально слаб, раним и ведом, то ярлык «груши для битья» закрепляется за ним автоматически.

Что ждёт жертву моббинга:
  • Работа в постоянном стрессе, что может привести к ухудшению здоровья, увеличению тревожности.
  • Низкая мотивация достижения успеха.
  • Снижение затрачиваемых усилий в рабочем процессе.
  • Минимальный уровень вовлеченности в дела компании.
По словам Надежды Сафьян, от жертвы моббинга не стоит ждать инициативы и максимальной продуктивности на производстве. Практически всю свою энергию такой сотрудник тратит на защиту себя от коллег и на эмоциональное восстановление.

Моббинг для коллектива — это:
  • Напряжённый социально-психологический климат.
  • Нарушение коммуникации между сотрудниками.
  • Излишняя зацикленность на отношениях между сотрудниками, а не на рабочем процессе.
Последствия корпоративных войн для компании также разрушительны. Это и нарушение бизнес-процессов, и текучка кадров, и снижение производственных оборотов.
Как прекратить офисный моббинг

Бороться с моббингом можно несколькими способами. Одни психологи советуют ни в ком случае не жаловаться на обидчиков руководителям, так как большинство из них не любит проявлений слабости. Другие считают, что к начальству нужно обращаться, если причина конфликта — производственный вопрос, решение которого повлияет на судьбу компании.

Елена Паршикова, директор Кадрового Агентства «Люди Дела»:
"Если конфликт касается межличностных отношений и неприязни, то здесь можно привлечь «третейского судью», который способен выявить природу конфликта и примирить стороны".

В 90% случаев моббинг заканчивается переключением на более слабого (после испытательного срока и «притирки») или уходом из компании, — такой позиции придерживается гендиректор директор консалтинговой компании SQ-Team Алексей Горбунов.

«Рекомендации тем, кто испытывает неприятные эмоции и провокации со стороны коллег — научиться вести себя в конфликтных ситуациях и освоить механизмы защиты от манипуляций», — советует эксперт.

Светлана Иншакова, директор HR-департамента Delivery Club:
"Самое страшное, что может произойти в компании — это коллективные саботажи. В этом случае важно устранить источник конфликта — сотрудника-провокатора.

Жалоба начальству на коллег, провоцирующих конфликт, будет весьма рациональным поступком, ведь искоренение источника проблемы поможет вернуть общую работу в обычное русло. Для предотвращения конфликтов компании стараются воспитывать корпоративный дух у сотрудников, устраивая различные тимбилдинги и мероприятия для совместного досуга. В некоторых крупных компаниях числятся штатные психологи, помогающие работникам решить должностные и даже личные проблемы".

Гештальт-психолог Надежда Сафьян считает, что во многих случаях начальство занимает безучастную позицию, предпочитая не вмешиваться в споры между сотрудниками. В этом случае задача жертвы моббинга — уметь постоять за себя.

Как вести себя сотруднику, если он стал изгоем

  1. Первым делом следует понаблюдать за происходящим и объективно оценить ситуацию.
  2. Попытаться выяснить причины негативного к себе отношения.
  3. Понять, не допустил ли он оплошности, которая привела к конфликтной ситуации.
  4. Можно сдружиться с влиятельными людьми в компании: секретарём или человеком, который очень долго работает в организации.
  5. Если в компании есть психолог или HR, обратиться к нему за консультацией.
От офисного моббинга не застрахован ни один сотрудник. Чаще всего жертва корпоративной войны способна самостоятельно защитить свои интересы. Если же ситуация зашла в тупик, а родной офис стал похож на поле боевых действий, стоит задуматься о смене работы.

Читать статью на rjob.ru

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ