×
Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д. 1, стр. 40. На карте
16ИюняОнлайн-журнал НП СОДЕЙСТВИЕ, июнь 2014

Интервью РДТЕХ "Рынок веб-аналитики будет только расти"

Екатерина Кошкарова, разработчик Отдела систем управления мастер-данными РДТЕХ

Веб-маркетинг, поисковая оптимизация, продвижение продуктов и услуг и Интернет — всё это базируется на данных, полученных из веб-аналитики. Что изменилось в этой области за последние годы, появились ли новые инструменты и возможности? На наши вопросы отвечает Екатерина Кошкарова, разработчик Отдела систем управления мастер-данными РДТЕХ.

Что такое веб-аналитика? В каких областях она применяется?


Кратко понятие веб-аналитики можно охарактеризовать как сбор и анализ статистической информации о работе веб-ресурса и о его посетителях с целью оптимизации. Она применяется во всех областях деятельности человека, поскольку в современном мире представление информации осуществляется посредством веб-ресурсов.

В наши дни практически ни одна компания не обходится без собственного веб-сайта. Причем это уже не просто визитная карточка организации, но также мощное оружие в конкурентной борьбе – борьбе за количество посетителей сайта, которое напрямую связано с количеством потенциальных покупателей продукции.

Какие существуют инструменты для веб-аналитики? Как изменились подходы к веб-аналитике за последние несколько лет?


Ассортимент инструментов для веб-аналитики очень широк и постоянно пополняется новыми продуктами. Лидерами по популярности среди бесплатных сервисов, бесспорно, являются решения Google Analytics и Yandex Метрика – среди российских компаний. В последнее время начали набирать популярность также продукты Clicky, KISSmetrics, ClickTale.

Основным критерием для классификации инструментов веб-аналитики служат способы получения и хранения статистической информации о посетителях веб-ресурса. Например, Google Analytics и Yandex Метрика отслеживают посещения путем установки на страницах веб-ресурса JavaScript-кода отслеживания, статистические данные они хранят на собственных серверах. Такой подход позволяет собрать информацию о посетителе и детализировать его действия с последующим формированием различных отчетов, но не оценить производительность приложения и диагностировать его сбои. Возникает вопрос: а нужна ли эта оценка и диагностика?

За последние 10 лет изменилось само понятие сайта: если раньше он представлял собой просто набор страниц, созданный для ознакомления с какой-либо услугой, то теперь многие сайты являются полноценными веб-приложениями, в основе которых лежат сложные программные комплексы, реализующие большое количество алгоритмов (поисковых, рекомендующих и т.п.). Примером могут служить такие ресурсы как Facebook, Amazon или Instagram. В связи с этой тенденцией важным становится не только отслеживание количества посетителей и наиболее популярных страниц, но и решение проблем, связанных со снижением производительности приложения. Одним из инструментов, предоставляющих такую возможность, является Oracle Real User Experience Insight (Oracle RUEI).

Расскажите, пожалуйста, о решениях, которые предлагает РДТЕХ в этой области.

Компания РДТЕХ – одна из немногих в России – предлагает полный комплекс услуг по установке, настройке и поддержке Oracle RUEI. Одна из самых распространенных ошибок многих клиентов, связанных с использованием продуктов веб-аналитики – уверенность в том, что достаточно только собрать информацию по посещаемости и производительности веб-ресурса, как все их проблемы решатся сами собой. Нужно помнить, что любой аналитический инструмент – это только инструмент сбора данных и, как в случае с Oracle RUEI, моделирования поведения веб-ресурса. Конечные решения по оптимизации и повышению производительности ресурса принимаются людьми – после анализа данных, полученных из сервисов веб-аналитики в виде отчетов.

Можно привести пару примеров, когда такой анализ приходил на помощь бизнесу. Например, некоторое время назад Oracle RUEI помог компании-производителю навигаторов Garmin установить причину катастрофического увеличения времени отклика их интернет-магазина: причиной являлась предрождественская маркетинговая кампания, породившая наплыв покупателей в интернет-магазин, который технически не был готов к такому количеству пользователей. Часто причина преждевременного покидания пользователем сайта кроется в непродуманном дизайне. Например, сайты части западных компаний, основным цветом которых был белый, неожиданно оказались непопулярными в мусульманских странах: белый цвет в них является траурным.

Консультанты компании РДТЕХ обладают компетенцией, достаточной не только для формирования отчетов с помощью Oracle RUEI, но и для выработки рекомендаций по оптимизации веб-приложений, адресованных как маркетологам, так и техническим специалистам.

Не могли бы Вы описать работу Oracle Real User Experience Insight? Каким компаниям лучше всего подходит данный инструмент?

По своей сути Oracle RUEI является ничем иным как сниффером – анализатором сетевого трафика. Таким образом, это решение не ограничивается данными, полученными с помощью кодов отслеживания, а оперирует всем трафиком приложения, консолидируя в себе данные не только по посещаемости ресурса, но и по его производительности на всех уровнях: время загрузки компонентов, время проведения транзакции, время отклика, диагностика сбоев в работе приложения. Из самых полезных свойств Oracle RUEI можно выделить возможность прогнозирования критичных ситуаций, генерацию синтетической производительности и ее сравнение с реальной, возможность воспроизведения сессии пользователя, а также, что особо заинтересует владельцев Интернет-магазинов, отслеживание процесса поиска товаров, добавления товаров в корзину и фиксирование оплаты в электронном магазине.

Все собранные или сгенерированные данные могут быть взяты в качестве основы для отчетов, в том числе KPI. Являясь системой пассивного мониторинга, Oracle RUEI не требует никаких модификаций веб-приложения. Все данные хранятся на сервере владельца веб-ресурса. Кстати, функционал Oracle RUEI покрывает собой также и весь функционал бесплатных сервисов веб-аналитики: отслеживание просмотров страниц, настройка воронок продаж, определение местоположения пользователя и т.д. Из всего сказанного можно сделать вывод, что Oracle RUEI представляет собой инструмент веб-аналитики, ориентированный не только на аналитиков и маркетологов, но и на технических специалистов, в первую очередь – на службу технической поддержки.

Данное решение предназначено в основном для клиентов, прибыль которых напрямую зависит от производительности их веб-ресурсов; в первую очередь это – интернет-магазины: увеличение времени отклика сайта интернет-магазина даже на одну секунду может лишить его большого количества покупателей. По аналогичным причинам потенциальными клиентами также являются банки и телекоммуникационные компании. Внедрение Oracle RUEI успешно прошло в Shandong Mobile – дочерней компании китайского телекоммуникационного гиганта China Mobile, KPN – крупнейшей телекоммуникационной компании Голландии, в банке ING.

Приведите примеры успешно реализованных вами проектов.

Нами уже создан пилотный проект в крупной нефтехимической компании, также ведутся переговоры о внедрении Oracle RUEI еще с несколькими российскими компаниями.

Как Вы оцениваете динамику развития рынка веб-аналитики в России и во всем мире?

Я думаю, что рынок веб-аналитики будет только расти, и это касается не только России, но и всего мира. В первую очередь это связано с осознанием Бизнесом того факта, что из статистических данных можно получить ценнейшую информацию, которая может помочь повысить прибыль. В последние годы популярность набирает новая специальность – Data scientist (от англ. Data science – наука о данных), находящаяся на стыке ИТ, статистики и математики. Весь смысл деятельности специалистов в этой области заключается в сборе данных, их анализе с применением статистических и математических методов и в формировании каких-либо выводов, предсказаний и рекомендаций.

Довольно наглядным примером применения науки о данных в реальной жизни является предсказание волнений в Турции в конце мая 2013 года, сделанное американскими учеными на основе анализа записей в «Твиттере». В этом конкретном случае Twitter стал источником данных для анализа; таким же источником могут являться и являются инструменты веб-аналитики. Поэтому, на мой взгляд, рынок таких решений будет расти прямо пропорционально осознанию людьми необходимости получать из данных максимальную выгоду.

Читать интервью на npsod.ru

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ