×
Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д. 1, стр. 40. На карте
15МаяЖурнал "Технологии и средства связи"

Статья РДТЕХ "ПО для автоматизации бизнес-процессов"

Максим Крылов, руководитель практики операционной эффективности и контроллинга бизнес-процессов Центра управленческого и ИТ консалтинга РДТЕХ

Выбирая программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов, нужно чётко понимать, какими критериями стоит руководствоваться при выборе производителя и на какие моменты в реализации проекта нужно обратить внимание. В зависимости от рода деятельности, размеров, потребностей те или иные критерии могут оказаться приоритетными, а значит, и повлиять на результат.

Ключевые моменты

Сегодня очевидно, что при правильном подходе автоматизация бизнес-процессов даёт только плюсы: это и организация работы с клиентами и поставщиками, и управление запасами, повышение эффективности и прозрачности работы сотрудников… Неудивительно, что эксперты по-прежнему отмечают рост востребованности услуг по автоматизации бизнес-процессов, причём рынок растёт до 30% ежегодно, а количество программных продуктов для автоматизации процессов таково, что в их разнообразии можно потеряться.

Прежде чем перейти к обсуждению ПО, хотелось бы отметить ключевые моменты реализации любого проекта по автоматизации бизнес-процессов. Ни для кого уже не секрет, что залог успешной автоматизации – правильно сформулированные требования к будущей системе. По опыту РТДЕХ, Заказчику всегда приходится отвечать на такие вопросы:
1. Какой бизнес-процесс автоматизируется?
2. Какие существуют данные, кто и какой доступ к ним должен иметь?
3. Какую отчётность должна предоставлять система и насколько полной она должна быть?

Важно отметить: несмотря на то, что практика показывает обратное, не всегда очевидно, что бизнес-процессы для автоматизации и процессы в организации «как есть» могут различаться коренным образом. Если автоматизация процесса требует его изменений, то в проекте по автоматизации нужно учесть мероприятия по управлению этими изменениями. Автоматизация бизнес-процессов - это комплексная работа, которая не может ограничиваться внедрением выбранного ПО.
Автоматизация процессов, затрагивающих не только одно подразделение организации и изменение структуры ответственности их участников, перераспределение их полномочий, позволяет отнести такой проект к проекту совершенствования деятельности организации. Отметим также то, что деятельность по поддержке создаваемой системы автоматизации и реализованных в ней процессов нужно рассматривать ещё до внедрения системы.
После того, как требования к системе автоматизации сформированы, на основании их можно приступить к выбору программных средств.

Выбираем систему

Основные факторы, влияющие на решение о выборе системы:
• требования к поддержке реализации бизнес-процессов определённой сложности;
• требования к архитектуре – наличие территориально распределённых подразделений у организации сразу накладывает определённые требования к удалённому доступу, хранению данных в системе и так далее;
• требования к открытости системы – в некоторых случаях это требование может быть одним из основных;
• наличие в ИТ-ландшафте организации программных продуктов тех или иных производителей;
• требования к интеграции системы с внешними системами – причём, это могут быть не только информационные системы, но и те, которые управляют каким-либо оборудованием, например, сетевым у телекоммуникационной компании;
• требования к хранению информации, поддержка каких-либо специфических для организации форматов документов и действий с ними;
• требования к функционалу поиска;
• требования к безопасности (доступ к информации, средства шифрования данных, организация доступа и управления и так далее). Возможность интеграции с имеющимися в организации механизмами безопасности;
• требования по соответствию определённым стандартам: отраслевым, внутренним, международным, ГОСТ и так далее.

Очевидно, что критериев много, и в каждом конкретном случае их веса могут быть совершенно разными. Опыт показывает, что у лидеров рынка - продукты схожие: по масштабу, по функционалу, а различия, если и присутствуют, то на уровне удобства использования тех или иных возможностей. Для них характерны широкие интеграционные возможности, поддержка нотаций BPMN 2.0, единое информационное пространство для работы бизнес-аналитиков и разработчиков, наличие уже реализованных процессов, которые можно взять за образец при разработке своего решения.

Пристальное внимание при выборе системы необходимо также уделить и тем процессам, которые она поддерживает, и тому, какие процессы в ней уже реализованы. Очевидно, что даже если система поддерживает внесение изменений в заложенные в неё процессы, работа по их доработке может оказаться настолько обширной, что сведёт к нулю все плюсы выбора данной платформы.

Оптимальный путь

Подводя итог, можно сказать, что оптимальным на сегодняшний день для выбора программного обеспечения для автоматизации процесса является путь, при котором:

• собираются и фиксируются требования к системе (в целом и процессам в ней: если нет возможности оценить все процессы, то можно рассмотреть требования к самому простому и самому сложному процессу);
• реализуется пилотный проект (без покупки лицензий);
• анализируются результаты проекта, особенно та часть функционала, что не была реализована, и причины этого;
• оценивается трудоёмкость полученного решения и последующей поддержки. В случае, если всё устраивает, можно переходить к автоматизации процесса.

По опыту компании РДТЕХ, только такой подход к автоматизации бизнес-процессов позволяет и разработчикам, и заказчикам завершить проект и быть довольными его результатами.

Выбор платформы автоматизации бизнес-процессов предприятия – задача более сложная, чем может показаться на первый взгляд. Мы перечислили лишь некоторые критерии, которые, на наш взгляд, оказались ключевыми при выборе программного обеспечения для автоматизации бизнес-процессов.

Ознакомиться с
pdf-версией журнала и статьей Максима Крылова (стр. 34-35) можно по ссылке:

http://www.tssonline.ru/imag/tss-2-2014/

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ