×
Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д. 1, стр. 40. На карте
25ФевраляPC Week/RE, №3, 25 февраля 2014

Комментарий РДТЕХ в рамках обзора "Учебные центры: как учить ИТ с помощью ИТ"

Андрей Чумаков, директор Учебного Центра РДТЕХ

На ИТ-обучение влияют две основные тенденции. Бурное развитие информационных технологий, с одной стороны, подстегивает спрос на услуги обучения, так как специалистам нужно постоянно обновлять знания, а с другой —ставит перед учебными центрами (УЦ) новые вызовы, потому что благодаря Интернету людям становится доступна практически любая информация, и на разных сайтах есть масса бесплатных курсов в удобном формате. Это серьезная конкуренция для учебных центров, которым приходится доказывать свою полезность на таком фоне. О том, как им это удается, рассказывают эксперты из учебных центров.

В ожидании кризиса

Помимо развития информационных технологий на деятельность учебных центров влияет общая ситуация в российской экономике, где явно наблюдаются негативные процессы. И хотя пока большинство УЦ не почувствовали снижения спроса на свои услуги, они готовятся к любому развитию событий, используя накопленный опыт работы в нелегких экономических условиях.

Однако большинство экспертов ожидают снижения инвестиций в обучение. По словам директора УЦ РДТЕХ Андрея Чумакова, в связи с ожиданиями экономического кризиса замораживание и обнуление бюджетов на обучение наблюдалось еще с конца 2012 г. Он полагает, что в марте 2014-го ситуация изменится, но в какую сторону — покажет время.

Новые технологии как двигатели спроса

Главный стимул к ИТ-обучению — сами ИТ, которые постоянно развиваются. В результате появляются спрос на специалистов по новым технологиям и мотивация к их освоению. В последнее время на первый план вышли такие новинки, как облачные, мобильные и социальные технологии, Big Data. Как в УЦ распределяется спрос между передовыми и традиционными направлениям?

По единодушному мнению экспертов, интерес к новинкам есть, но основными “кормящими” направлениями все же остаются традиционные программы обучения, что связано с глубоким проникновением определенных вендорских продуктов в ИТ-инфраструктуру бизнеса предприятий.

В УЦ РДТЕХ в 2013-м стартовали курсы по Big Data и решениям для бизнес-аналитики. “Интерес к таким решениям растет, — отметил Андрей Чумаков. — Big Data — одно из самых актуальных направлений развития ИТ-рынка на протяжении последних пяти лет, так как непрерывно растущий объем информации требует новых подходов к обработке данных”.

Новые форматы как стимул к обучению

Чтобы привлечь слушателей, учебные центры стараются расширить выбор различных форм обучения. Это движение началось еще в кризис 2008-го и продолжается до сих пор. В результате в дополнение к традиционному формату появились разные дополнительные, такие как персональное, открытое и очно-заочное обучение, вебинары. Новые форматы значительно повышают гибкость процесса образования и открывают доступ к курсам более широкому кругу слушателей.

В УЦ РДТЕХ также преобладает спрос на традиционный формат. Андрей Чумаков объясняет это тем, что целевая аудитории — сотрудники крупных коммерческих компаний и организаций госсектора: “Финансовые потери, связанные с некачественной работой ИТ-специалиста крупной компании, огромны, поэтому для таких заказчиков востребована именно очная форма обучения, когда гарантировано качественное усвоение материала благодаря не только более тесному контакту с преподавателем, но и проводимой оценке полученных знаний по окончанию каждого курса”.

Тем не менее интерес к новым форматам растет. Так, в УЦ РДТЕХ спрос на вебинары и онлайн-обучение по технологиям Oracle увеличился в 2013-м в два-три раза.

Суммируя мнения экспертов относительно дистанционных методов обучения, можно сделать вывод, что у новинок есть большое преимущество — снижение затрат как у клиента, так и у учебного центра, а также возможность гибко подстраиваться к графикам слушателей и преподавателей. Поэтому хотя спрос на новые подходы еще не очень высок, будущее — за ними.

Перспективы роста

Несмотря на необходимость ИТ-обучения, рынок учебных услуг еще невелик. И хотя после последнего кризиса спрос на услуги УЦ идет вверх, есть ряд сдерживающих факторов.

По мнению Андрея Чумакова, традиционным сдерживающим фактором для развития ИТ-обучения является несовершенство налогового и трудового законодательства: “Отсутствует полноценная “ученическая” контрактная система, по которой работник несет ответственность перед работодателем. Из-за этого работодатель не защищен от риска потери квалифицированного персонала и финансовых вложений в его дорогостоящее обучение”.

Еще одним немаловажным тормозящим фактором он считает то, что при оптимизации бюджетов руководством компании в первую очередь сокращаются затраты на ИТ-обучение, так как результат от инвестиций в повышение квалификации сотрудников ощущается не сразу. Видимо, это связано с менталитетом некоторых руководителей, которые не понимают, что ИТ-специалисту нужно учиться постоянно, чтобы быть в курсе всего того, что происходит в ИТ-отрасли и уметь применять передовые технологии.

Читать Обзор полностью на сайте PC Week

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ