×
Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д.1 стр.40. На карте
04Сентября 2013Портал TAdviser, 4 сентября 2013

Интервью "СЭД - это инструмент, поддерживающий бизнес-процессы организации"

Максим Крылов, руководитель практики операционной эффективности и контроллинга бизнес-процессов РДТЕХ

Компания РДТЕХ за несколько лет создала сильную внедренческую практику в области автоматизации электронного документооборота и работает с крупнейшими вендорами СЭД. О ключевых тенденциях в этой области - в интервью Максима Крылова, руководителя практики операционной эффективности и контроллинга бизнес-процессов РДТЕХ.

TAdviser: Максим, как складывалась практика РДТЕХ в области внедрения СЭД, с какими вендорами работаете? В каких отраслях вы преимущественно реализуете проекты?

Максим Крылов: Первые проекты по внедрению СЭД появились у РДТЕХ несколько лет назад, и выполнялись они для банковской отрасли. Из текущих же проектов как подтверждение озвученных ранее тенденций на рынке хотелось бы отметить крупный проект по внедрению СЭД в крупной компании федерального уровня. В этом проекте оказались востребованными как глубокие технические знания специалистов РДТЕХ, так и компетенции в сфере управленческого консалтинга, поскольку потребовалось выполнить оптимизацию большого количества бизнес-процессов, затронутых внедрением СЭД.

Что касается выбора вендора, оценки его функциональных возможностей, то это очень сложный вопрос, так как сложно сравнивать объективно и непредвзято. Чем больше работаешь с продуктами конкретного вендора, тем лучше чувствуешь его сильные стороны, возможности его компонент и нюансы использования. Если обобщить этот опыт, то продукты от лидеров рынка, схожие по масштабу, схожи и функционально, а различия если и есть, то лишь по удобству использования тех или иных возможностей. Поэтому зачастую выбор платформы у заказчика проходит на уровне имени вендора или, если речь идёт об организациях, уже имеющих развитую ИТ-инфраструктуру, то на основании ранее выбранной единой платформы для реализации решений. Получается, что более известные вендоры оказываются в выигрышном положении, но менее популярные платформы могут быть не менее интересны в функциональном плане. Так, отмечу, что среди наших заказчиков мы видим интерес к продуктам с открытым исходным кодом, таким как Alfresco.

TAdviser: Каковы требования современных заказчиков к СЭД - что изменилось по сравнению с ситуацией 1-2 года назад, какие инструменты сегодня выходят на первый план?

Максим Крылов: Во-первых, это само изменение понимания заказчиком задач системы документооборота. СЭД перестала восприниматься как система, обеспечивающая функционирование распорядительного документооборота, а стала рассматриваться как инструмент, поддерживающий бизнес-процессы организации. Соответственно, на первый план вышли вопросы гибкости настройки процессов в Системе - заказчиков интересует возможность изменения логики процессов, заложенных в систему, возможность интеграции СЭД с другими ИС предприятия. Всё чаще заказчика интересует автоматизация произвольных или специфичных для отрасли процессов. Например, управление электронным досье клиента для банков - востребованность этого решения РДТЕХ с каждым годом всё выше.

Эти тенденции позволяют говорить о возросшей важности этапа оптимизации бизнес-процессов заказчика, подготовке их к последующей автоматизации. Заказчика уже не устраивает вариант, когда его процессы автоматизируются "как есть", он хочет максимальной эффективности от внедряемой системы и готов изменять свои процессы.

Если говорить об инструментах, то это, конечно же, работа на мобильных устройствах. И с этой точки зрения большим плюсом будет являться, если вендор поддерживает работу с мобильных устройств "из коробки".

TAdviser: Как правильно подойти к выбору системы электронного документооборота, каковы основные проблемы таких проектов?

Максим Крылов: Я не буду сейчас останавливаться на традиционных требованиях к любой информационной системе, которая внедряется не на один год. Система должна выбираться с прицелом на задачи, которые она будет решать не только сегодня, но и завтра, поэтому, как и в случае с любой другой ИС, на первый план выходят вопросы масштабируемости и интеграции с другими ИС организации. Попытки сэкономить сейчас могут в итоге вылиться в траты на доработку системы потом, когда она перестанет удовлетворять предъявляемым к ней требованиям. У любой бизнес-системы должен быть бизнес-заказчик, который расставит приоритеты при внедрении в соответствии со своими потребностями и проконтролирует результат.

TAdviser: Наверное, если соблюдать какие-то правила, можно избежать провала проекта?

Максим Крылов: Во-первых, хотелось бы отметить, что огромную роль для успеха проекта играет процесс, который будет поддерживаться этой СЭД, и чёткость постановки задачи на этапе обследования заказчика. Всегда есть риск попытаться автоматизировать процесс, не имеющий существенной ценности для бизнеса. Выбор подобного процесса обычно ведёт к тому, что ему уделяется не самое пристальное внимание со стороны Заказчика, и даже в случае успеха проекта ценность достигнутых результатов невелика. Недостаточное внимание к постановке задачи может привести к тому, что созданная система не будет удовлетворять требованиям пользователей, причём причины могут быть самые разные: от банальной невнимательности до боязни признать, что отчёт с предложениями по оптимизации процесса просто непонятен. И на этапе приёмки работ исполнители будут апеллировать к тому, что всё сделано "как написано", а систему в итоге всё равно надо переделывать.

Объём доработок - это вторая проблема. Сегодня практически любую систему можно доработать, но для минимизации стоимости внедрения количество изменений в системе должно быть минимально. Из этого следует, что выбор платформы СЭД лучше всего осуществлять уже после того, как проведено обследование существующих бизнес-процессов, а процессы "как будет" сформированы и утверждены Заказчиком. Это позволит выбрать СЭД, которая потребует минимального объёма доработок при внедрении, а значит, сократить сроки и стоимость внедрения.

TAdviser: И что все-таки является самым главным?

Максим Крылов: Самое главное во внедрении любой СЭД - это комплексная работа, которая не может ограничиваться только внедрением соответствующей ИС. Изменение бизнес-процессов при автоматизации требует управления этими изменениями, а это - уже отдельный проект. Нужно смотреть не только на функциональную цепочку автоматизируемого процесса, которая будет реализована в СЭД, но и на другие его аспекты, такие, к примеру, как структура ответственности и полномочий участников. Это должен быть не проект по автоматизации, но проект совершенствования деятельности организации.

Работу по поддержке внедрённой СЭД и процессов, которые она автоматизирует, необходимо планировать ещё на этапе внедрения системы. Возможно, для этого потребуется создание в организации центра компетенции по процессам - так называемый "Процессный офис". Именно в этой структуре должны будут формироваться предложения по оптимизации процесса, автоматизированного СЭД, так как зачастую функционал системы выходит за рамки процессов, выполняемых одним подразделением.

TAdviser: Какова сейчас структура российского рынка СЭД, существует ли противостояние российских и западных вендоров?

Максим Крылов: Прежде всего, необходимо определить рамки понятия "СЭД". Поскольку на сегодняшний день наблюдается тенденция развития СЭД в сторону функционала ЕСМ-систем, то и говорить мы будем не столько о СЭД, сколько о СЭД/ЕСМ.

По оценкам различных аналитических агентств, рынок СЭД-решений стабильно растёт и растёт быстрее, чем софтверная отрасль в целом. Если раньше основными пользователями СЭД были, в первую очередь, банки, страховые компании и госсектор, то с ростом объёмов информации понимание необходимости внедрения подобных систем приходит и в другие отрасли, такие как, например, розница. Наряду с увеличением спроса растёт конкуренция, требования к компаниям, разрабатывающим и внедряющим СЭД. Сегодня они должны иметь не только опыт внедрений и достаточные компетенции по внедряемому продукту, но и глубокое понимание бизнеса, который будет использовать решение, знание его специфики и нюансов. Немаловажным для потенциального заказчика является также возможность получить типовое решение, которое позволит сократить сроки и стоимость внедрения.

РДТЕХ в полной мере учитывает эти тенденции и может не только предложить свои технические компетенции для реализации проекта внедрения СЭД, но и, при необходимости, провести оптимизацию бизнес-процессов заказчика с учётом их последующей автоматизации.

TAdviser: Каковы планы РДТЕХ по развитию направления электронного документооборота?

Максим Крылов: Я уже отметил ряд наблюдаемых тенденций, в частности, рост требований заказчика к отраслевой экспертизе компании-разработчика, расширение функционала СЭД. РДТЕХ стремится привлекать к работе специалистов высокого уровня, причём не только разработчиков, но и консультантов, имеющих серьёзный опыт работы в ключевых для нас областях. Это позволило участвовать нам как консультантам не только в собственных проектах, но и в проектах сторонних компаний. Наш опыт обобщается и анализируется, формируются универсальные модели процессов по отраслям, что впоследствии позволит снизить затраты при реализации проектов, а значит, и стоимость внедрений. Причём, мы не ограничиваемся какой-то одной отраслью - у нас есть решения, в частности, для процессов выдачи кредитов в банковской отрасли, формирования заявок на техническое подключение в энергетике, составления планов ремонта для нефтегазовой отрасли.

Читать интервью на портале TAdviser.

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ