Комментарии РДТЕХ в рамках статьи "Страна советов"
В майском выпуске "Страны советов" продолжаем обсуждать тему обучения персонала.
"БОСС": Как в вашей компании построена система обучения персонала?
Лариса Яблокова: В компании РДТЕХ третий год работает корпоративный университет (КУ). В корпоративном университете предпочтение отдается презентациям, семинарам, вебинарам, деловым играм, тренингам, посттренинговым заданиям - исходя из требований андрагогики (раздел педагогики об обучении взрослых), провозглашающей такие принципы обучения взрослых, как осознанность, самостоятельность, практическая направленность.
Предпосылкой создания корпоративного университета в РДТЕХ стали проводимые в 2010 году кардинальные изменения в системе управления компанией. До этого времени РДТЕХ в течение 17 лет успешно работала на рынке ИТ и, как всякая высокотехнологичная компания, в большей степени была ориентирована на развитие технологий. Потребности профессионального обучения обеспечивал авторизованный учебный центр - почти ровесник компании, один из признанных лидеров в профессиональном обучении ИТ-специалистов, в котором также обучаются сотрудники самой компании.
В течение первого учебного года в рамках корпоративного университета было проведено 18 обучающих мероприятий, направленных на развитие управленческого потенциала. Обучение осуществлялось в том числе и силами топ-менеджеров, которые выступали одновременно и "агентами изменений" в условиях внедрения новой системы управления и формирования новой корпоративной культуры. По оценке слушателей, лидерами программ были признаны "Мастерская менеджмента", "Стоимостное мышление", "Тайм-менеджмент" и "Техники переговоров", 80% руководителей компании указали изменение рабочего поведения сотрудников в результате обучения в плане улучшения качества деятельности (70%), усовершенствования бизнес-процессов (70%), трансформации корпоративной культуры, поддерживающей новые ценности, роста командного духа (70%).
Впоследствии роль КУ расширилась и сместилась в сторону "двигателя инициатив", основной задачей стало продвижение корпоративных инициатив. Учебные программы КУ следующих учебных годов формировались в соответствии со стратегическими проектами, определенными стратегическими сессиями. Например, цикл семинаров и тренингов по управлению качеством, управлению знаниями, развитию лидерства.
В планах корпоративного университета - расширить возможности корпоративного обучения, внедрить новые формы, выстроить в единую систему на основе существующей системы грейдов, корпоративной модели компетенций, индивидуальных планов обучения по результатам аттестации.
Существующая в компании система обучения призвана, с одной стороны, обеспечить сопровождение бизнес-процессов, развитие необходимых компетенций для решения оперативных задач, а с другой - подготовить сотрудников к осуществлению стратегических проектов, примерить задачи "на вырост", на перспективу. Этим целям служат учебный центр компании, корпоративный университет, где сотрудники могут приобрести знания из самых современных и надежных источников. Действующие в компании программы стажировки, адаптации, наставничества, процедуры оценки компетенций, возможности сертификации - все эти функции системы обучения обеспечивают развитие персонала.
"БОСС": Каким образом финансируется обучение?
Лариса Яблокова: Финансирование обучения производится за счет оборотных средств.
Главное в системе обучения персонала - понимание того, что должно получиться в результате обучения и как эти результаты будут использованы на практике. Очень важно, чтобы все существующие функции системы корпоративного обучения выполнялись согласованно и в соответствии с законами логики, а не вопреки им. Если для обучения привлекается внешний консультант, грамотно и четко сформулированная "бизнес-проблема" поможет тренеру правильно "снять заказ" и сделать так, чтобы тренинг принес компании максимальную пользу. При организации обучения в нашей компании мы стараемся руководствоваться этими ключевыми правилами.