×
Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д.1 стр.40. На карте
26Марта 2013Журнал IT-manager, № 03/2013

Комментарий РДТЕХ в рамках статьи "Горячая замена"

Евгений Никитин, заместитель директора Центра управленческого и ИТ-консалтинга РДТЕХ

Народная мудрость гласит, что переезд сравним с двумя пожарами. Смена учетной информационной системы - эти слова как гром среди ясного неба для любого ИТ-специалиста, осознающего уровень сложности подобного класса ИТ-проектов. Особенно если речь идет о ключевой для компании информсистеме, прекращение работы которой равноценно остановке бизнеса.

В каких случаях, и по каким причинам, исходя из Вашего опыта, компании обычно принимают решение о смене ключевой информационной системы, например, ERP?

Смена корпоративной информационной системы - сложный и дорогой процесс для компании, поэтому для его инициации у компании должны быть веские основания. Очень часто корпоративную информационную систему (далее - КИС) меняют по двум причинам:

  • технологическая платформа устарела и для развития КИС в долгосрочной перспективе требуется переход на новую технологическую платформу. В этом случае возможен как переход на новую версию КИС без смены вендора, так и полная замена технологий;
  • в связи со сменой стандартов. Это происходит в том случае, когда на уровне головной компании принимается решение внедрять ту или иную унифицированную КИС. Сюда же стоит отнести и фактор смены ИТ-директора (и соответственно приоритетов развития ИТ).
По каким критериям Вы рекомендуете выбирать новую систему?

Важными критериями являются:

  • стоимость внедрения/владения;
  • комплексность - система должна иметь модули для автоматизации всех основных бизнес-процессов компании;
  • существенное количество внедрений в России, а также наличие специалистов, способных внедрять и поддерживать новую КИС.
Как правильно подобрать команду проекта при смене платформы критически важной информационной системы, чтобы, с одной стороны, обеспечить необходимую преемственность, а с другой - избежать старых ошибок и в результате получить именно то, что необходимо - каковы Ваши рекомендации?

Самым лучшим является вариант, когда перевнедрением занимается тот же подрядчик, что и внедрял предыдущую КИС. В этом случае риски неуспеха снижаются, так как подрядчик знает процессы - проектным командам со стороны подрядчика и заказчика не нужно притираться и т.д. Но это идеальный вариант, ведь в жизни же часто бывают ситуации, когда именно смена подрядчика даёт эффект. Поэтому я бы рекомендовал познакомиться с претендентами лично, провести отбор команды, закрепить ответственность конкретных людей в проекте и даже прописать это в договоре. Так стоит делать потому, что существует известная хитрость - консультанты на этапе пресейла показывают одних людей, а в проектную группу отправляют уже другую команду. Но команда, как известно, проверяется в бою, поэтому в случае, если есть такая возможность, я бы рекомендовал перед стартом большого проекта опробовать работоспособность подрядчика и команды на небольшом пилоте. Это позволит существенно снизить организационные риски проекта и убедиться в правильности своего выбора.

Какие трудности характерны для ИТ - проектов, связанных с заменой одной информационной системы на другую?

Я считаю, что основные трудности лежат даже не в области самой информационной системы, а где-то на стыке информационных технологий и управленческих компетенций. Задача любой ИС - помогать выполнять людям какие-либо функции. Поэтому перед внедрением крайне важно собрать требования, подготовить бизнес-процессы к автоматизации, осуществить необходимые организационные преобразования. Это позволит Заказчику осознать масштаб преобразований, а внедрение новой КИС - это всегда преобразования. Необходимо зафиксировать требования к КИС и грамотно управлять процессом внедрения измененных бизнес-процессов, ИС и т.д. Кроме того, проведение такой подготовки позволяет существенно снижать сопротивление персонала и направлять его в продуктивное русло за счёт вовлечения в работу.

Какая схема взаимоотношений между заказчиком и поставщиком информационной системы является наиболее эффективной на Ваш взгляд?


На мой взгляд, это - совместная проектная команда. Заказчик должен понимать, что подрядчик может лишь настроить систему и загрузить в нее данные. Но процесс внедрения, к сожалению, этим не ограничивается: нужно менять процессы, переписывать регламенты, учить людей работать по-новому. Всё новое, как известно, сначала отторгается. Именно поэтому вопрос коммуникаций в проекте является также критически важным. Лучше Заказчика в этом, как показывает практика, никто не понимает. Также Заказчик должен осознавать, что КИС - это живой организм, требующий постоянного внимания. Необходимо развивать функциональность, поддерживать пользователей, интегрировать КИС с другими системами, вносить изменения. Участвуя в процессе внедрения, Заказчик получает обученный персонал, знающий систему, и создает себе основательный базис для организации процесса поддержки и развития системы.

Полная версия статьи "Горячая замена"

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ