×
Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д. 1, стр. 40. На карте
25ДекабряPCWEEK, 25 декабря 2012

Статья "Единое хранилище данных объединило банки финансовой группы "Лайф"

Софья Яковлева,журналист PCWEEK, при участии Дмитрия Дадонова, начальника департамента финансового планирования и анализа ФГ "Лайф" и Виктора Сусойкина, менеджера проекта в ФГ "Лайф" со стороны РДТЕХ

Финансовая группа "Лайф" была основана в 2003 г. на базе московского Пробизнесбанка. Сегодня холдинг объединяет несколько самостоятельных коммерческих банков и компаний, в число которых входят Пробизнесбанк, банк "Экспресс-Волга", ВУЗ-Банк, Газэнергобанк, Национальный банк сбережений, коммерческий банк "Пойдём!", Банк24.ру. При этом группа располагает примерно 700 отделениями банков по всей стране и имеет планы дальнейшего расширения бизнеса путем поглощений в ближайшие пять-семь лет.

Наличие такого большого числа компаний - участников процесса обмена финансовой информацией выявило необходимость создания инструмента единого учета результатов их деятельности. По словам начальника департамента финансового планирования и анализа ФГ "Лайф" Дмитрия Дадонова, существовавшая в группе система отчетности на основе Sybase и Excel имела некоторые недостатки - слабую масштабируемость, невозможность детализации до сделок, непрозрачность методик, не были интегрированы некоторые банки группы и др.

Для решения возникшей задачи руководством ФГ было принято решение о создании единого хранилища данных. Как сообщил г-н Дадонов, из восьми участников конкурса предпочтение было отдано Oracle, а исполнителем работ стала компания РДТЕХ.

Как рассказал менеджер проекта в ФГ "Лайф" со стороны РДТЕХ Виктор Сусойкин, целью создания хранилища было внедрение единой системы управленческой отчетности, пользователями которой стали бы финансовые аналитики, руководители дивизионов и банков, управляющие отделениями, руководители сервисных подразделений. Хранилище должно было гармонизировать методологию с учетом особенностей каждого банка и дивизиона в холдинге, иными словами - привести в единое соответствие методологию учета и стандарты управленческой отчетности.

Проект по созданию хранилища длился год, начиная с апреля 2011-го, и проходил в пять этапов. Первый этап - обследование, в ходе которого все методики управленческого учета были описаны, систематизированы и согласованы внутри группы. Далее специалисты РДТЕХ проводили этап заполнения единой банковской модели корпоративного хранилища данных (КХД). Итог - все первичные данные стали загружаться в модель КХД на ежедневной основе. Следующей вехой в построении хранилища стало то, что все аналитические витрины (кредиты, депозиты, карты, РКО, векселя, конверсии, гарантии и др.) стали рассчитываться ежедневно. При этом детальная отчетность стала доступна финансовым аналитикам группы в режиме Т-1.

Конец 2011 г. стал началом следующего этапа - внедрения сводной витрины BS/PL по дивизионам, банкам и отделениям. Работе по новому принципу были обучены финансовые аналитики банков и дивизионов (более 60 человек). По итогам именно этого этапа официальная управленческая отчетность по дивизионам и банкам группы уже выпускалась из нового КХД.

В ходе этапа опытной эксплуатации (февраль - апрель 2012 г.) выпуск всей управленческой отчетности начал осуществляться только через КХД, при этом выполняются регламент и установленные сроки выпуска отчетности.

По словам Дмитрия Дадонова, еще одним фактором принятия решения о создании хранилища стало время. Ранее подготовка финансовой отчетности занимала 12 рабочих дней - слишком длительный период для банковской системы. В результате реализации проекта процесс подготовки финансовой отчетности для тысячи центров финансовой ответственности (включая 700 отделений) полностью завершается на седьмой рабочий день. Причем каждый финансовый аналитик и управляющий офисом, имея доступ к детальной информации, видит происхождение любой цифры в отчете, может проверить правильность данных, что, несомненно, повышает качество информации.

Краткие технические характеристики новой системы - хранилище данных на Oracle, движок расчета на OFSAA PFT, банковская отчетность на Oracle Business Intelligent. Отчетность о прибылях и убытках составляется по каждой составляющей единице группы: по банкам, дивизионам, отделениям и менеджерам. В КХД интегрированы все банки группы, при этом шесть из семи банков загружают детальную первичную информацию: клиенты, сделки, счета, проводки, расходные документы и пр. Система обеспечивает функцию сопоставления управленческой отчетности с отчетностью по РСБУ. Появилась возможность автоматически контролировать качество отчетности.

Хранилище базируется на аппаратной платформе IBM, используя СУБД Oracle RDBMS Enterprise Edition. Загрузка данных осуществляется при помощи Oracle Data Integrator; расчет показателей отчетности (аллокации затрат, расчет абонентских плат косвенных услуг, настройка корректировок, ведение справочников ЦФО и статей УУ и др.) - Oracle Financial Services Analytical Applications Profitability Management.

По словам Дмитрия Дадонова, внедрение КХД обусловлено еще и увеличением числа центров финансовой ответственности в ФГ "Лайф" - ранее их было около 100. В связи с быстрым ростом сети физического присутствия их стало 1000. В ходе построения хранилища каждый сотрудник, отвечающий за отчетность ЦФО, прошел обучение работе в новой системе. "В целом люди отреагировали позитивно. И справились абсолютно все", - отметил г-н Дадонов.

В течение основного этапа построения КХД (апрель 2011-го - май 2012 г.) были загружены данные по всем основным банковским операциям из 24 систем первичного учета банков, обновлен ряд ключевых методик управленческого учёта группы (по пластиковым картам, кредитам, депозитам, общему комиссионному результату, векселям, затратам на обеспечение деятельности и др.) и реализован блок управленческой отчетности.

В настоящее время завершается второй проект - по развитию КХД и построению на его базе отчетности по финансовым рынкам. Наибольшие затраты ушли на закупку "железа" - физических серверов. Вместе с тем дополнительных машин для пользователей закупать не пришлось, поскольку все (финансовые аналитики, управляющие, руководители дивизиона) работают в хранилище через веб-доступ cо своих рабочих станций или iPad.

"На данном этапе операции осуществляются в режиме "до специалиста группы". В ближайших планах - формирование отчетности по клиентам группы. Соответственно будет необходимо детально проработать методологию abc-костинга и механизмы контроля качества информации", - сообщил Дмитрий Дадонов.

Новое хранилище данных стало важнейшим элементом ИТ-инфраструктуры группы для поддержки ее роста и развития. Кроме того, это заметно повысило качество управления и ускорило информационный обмен внутри холдинга.

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ