×
Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д.1 стр.40. На карте
18Декабря 2013журнал "Рациональное Управление Предприятием",№5, декабрь 2012

Как повысить эффективность бизнеса: тенденции развития BPM-решений

Илья Караваев , руководитель Практики ИТ-консалтинга РДТЕХ

К настоящему времени в большинстве крупных российских компаний в той или иной степени реализованы проекты в области BPM (Business Process Management): внедрение процессного управления, описание и совершенствование процессов, создание единых репозиториев бизнес-процессов и другие. Формируется понимание преимуществ и недостатков этой концепции, появляются новые тенденции, которые мы осветим в данной статье.

Управление бизнес-процессами в современных условиях

Специалисты РДТЕХ отмечают, что уровень подготовки руководителей в области процессного управления непрерывно повышался на протяжении последних 10 лет, и сегодня компании используют множество концепций, регламентов, стандартов и методик для управления бизнес-процессами. Но являются ли они достаточно эффективными? Ни для кого не секрет, что во время финансового кризиса 2008 года BPM-подразделения многих компаний попали под сокращения или ликвидацию. Это, с одной стороны, показало, что к тому моменту критичность BPM для управления компаниями была невысока, а с другой - вызвало эволюционное развитие идей BPM в последующие годы.

Компании стали активно использовать методики описания, совершенствования бизнес-процессов для целей управления ИТ, в том числе для формирования архитектуры ИТ-решений и требований к ним. Кроме того, развивались и технологические возможности BPM-решений, что позволило по-новому взглянуть на управление бизнес-процессами. РДТЕХ выделяет следующие основные тенденции в развитии BPM-решений:

  • Расширение методов анализа бизнес-процессов и их интеграция в инструментарий автоматизации;
  • Переход к стандартам BPMN и BPEL, позволяющим "замкнуть" цикл управления бизнес-процессами на их автоматизации (реализовать концепцию "от моделирования до автоматизации");
  • Интеграция с подходами управления архитектурой предприятия. Известно, что бизнес-процесс является одним из основных объектов управления в бизнес-архитектуре компании. Однако эффективное управление архитектурой предприятия невозможно без интегрированного описания различных "доменов" - бизнес-архитектуры, архитектуры приложений, сервисов, данных, инфраструктуры;
  • Развитие подходов Business Activity Monitoring (BAM), которые позволяют менеджерам оперативно отслеживать бизнес-процессы и формируемые ими события, своевременно управлять их отклонениями и результативностью;
  • Process mining & Process Intelligence. Первая технология отвечает за восстановление и анализ бизнес-логики процесса на основе данных разрозненных информационных систем, поддерживающих его выполенение, а вторая - за контроллинг (расчёт ппоказателей, анализ отклонений, контрол) бизнес-процесса;
  • Social & Mobile BPM. BPM-инструментарий теперь позволяет не только экспортировать и представить архитектуру бизнес-процессов в корпоративном портале, но и реализовать идеи сетевого взаимодействия между участниками процессного управления по аналогии с социальными сервисами, в том числе, с применением мобильного интерфейса.
С методологической точки зрения наиболее важным является стремление интегрировать процессный менеджмент с управлением ИТ-архитектурой и архитектурой предприятия в целом. Ведь решение задач эффективного управления структурой процессов, их изменений, обеспечения непрерывности ИТ-поддержки бизнес-функций и дальнейшего повышения уровня зрелости компании невозможно без совершенствования управления информационными технологиями, интеграции управления ИТ-архитектурой и бизнес-процессами.

Необходимость интеграции BPM с управлением архитектурой предприятия

За прошедший период стало понятно, что концепция BPM не может развиваться без активного взаимодействия бизнеса с ИТ. Сегодня широко известны методики описания или совершенствования бизнес-процессов, организационных структур, систем сбалансированных показателей, бизнес-ролей и т.д. На практике же аналитик сталкивается с ограничениями ИТ-окружения бизнес-функций, информация о котором далеко не всегда присутствует в репозитории бизнес-процессов. В итоге при попытках проектирования бизнес-процессов "как должно быть" аналитик превращается в архитектора, отвечающего как за сам бизнес-процесс, так и за его ИТ-инфраструктуру (окружение). На этой основе сформировалась одна из тенденций развития подходов BPM - адаптация и расширение методов BPM для целей и задач управления информационными технологиями.

Так как более 80% функциональных требований к корпоративным информационным системам в основе имеют функции бизнес-процессов, то одной из задач BPM было формирование функциональных требований для подготовки технических заданий при проектировании информационных систем. Основной проблемой, которую выделяют специалисты РДТЕХ, стал разрыв между специалистами BPM и архитекторами, разработчиками со стороны ИТ, использующими в работе совершенно другие инструменты и методики.

Кроме того, подразделениям BPM не удалось в полной мере использовать потенциал оптимизации бизнес-процессов. В большинстве случаев она сводилась к изменениям или стандартизации маршрутов документов, одиночным изменениям логики или бизнес-функций, ответственности за участки бизнес-процесса и т.д., без существенных структурных изменений (которые, как правило, могут быть выполнены только посредством существенных изменений в ИТ-поддержке). Конечно, положительное влияние на процессные показатели эффективности от таких мероприятий есть, но, как правило, они носят точечный характер и не оправдывают ожиданий от проектов по оптимизации деятельности, поскольку имеют слабое воздействие на производительность труда.

Одной из причин, по которым изменения в процессах трудно внедрить, является отсутствие гибкости (agility) информационных систем и практики их постоянных изменений под бизнес-процессы.

С этой точки зрения, получившие последнее время развитие системы Oracle BPM, Oracle SOA Suite имеют технологическую возможность быстрой автоматизации или модификации уже автоматизированного бизнес-процесса под меняющиеся требования внутренней среды организации. Такие потребности в гибкости и высокотехнологичности workflow- и интеграционной платформы имеются, как правило, в бизнес-процессах, критичных для бизнеса, не покрытых ERP-системой и довольно часто подвергающихся изменениям.

В основе новых технологических возможностей Oracle BPM и Oracle SOA Suite находится сервис-ориентированный подход к управлению архитектурой и созданию приложений, а также реализация принципа "от моделирования до автоматизации" с минимальными усилиями по созданию нового кода. Oracle BPM поддерживает совместную работу по визуальному моделированию бизнес-процессов и их анализу для целей оптимизации - стандартные задачи BPM.

Целью интеграции с процессным управлением является баланс между автоматизацией бизнес-процессов и их гибкостью, адаптивностью к изменениям внешней и внутренней среды компании, улучшение взаимопонимания между ИТ и ключевыми пользователями. Актуальное описание бизнес-процессов в графической форме (форме моделей) может использоваться для различных целей в области управления информационными технологиями:

  • построение эффективных процедур управления требованиями к внедряемым ИТ-системам;
  • описание, инвентаризация ИТ-архитектуры в связке с элементами бизнес-архитектуры с помощью содержательных графических моделей, формирование архитектурных моделей предприятия;
  • внедрение методов и формирование планов по управлению жизненным циклом каждого приложения или ИТ-системы, приоритезация и формирование портфеля ИТ-проектов в привязке к архитектурным моделям предприятия, ИТ- и бизнес-стратегии;
  • категоризация приложений по степени критичности для поддержки бизнес-процессов. Управление непрерывностью поддержки бизнеса;
  • формирование сквозных процедур управления изменениями в компании.

Эффективность управления архитектурой предприятия

После анализа опыта проектов РДТЕХ, связанных с внедрением систем управления архитектурой предприятия (на базе инструментария ARIS IT Architect, ARIS Business Architect и alfabet planningIT), анализа взаимосвязи управления ИТ-архитектурой и системы процессного управления, можно сказать, что внедрение этого подхода оказывает значительный эффект:

  • уменьшение длительности проектов с одновременным улучшением качества подготовки и детализации требований к внедряемым ИТ-решениям. Например, наличие корректного описания текущего ИТ-ландшафта и бизнес-архитектуры в границах внедряемого ИТ-решения дает экономию не менее 20% стоимости ИТ-проектов только за счёт сокращения расходов на сбор данных об ИТ-инфраструктуре и качественного управления бизнес-требованиями. Наличие корректного описания бизнес-архитектуры в зоне проектов также позволяет более точно оценить трудоемкость ИТ-проектов и избежать рисков ее недооценки;
  • эффективную стандартизацию и унификацию бизнес-процессов и ИТ-компонентов архитектуры предприятия;
  • использование для целей управления архитектурой крупного предприятия единых стандартов, например, TOGAF и методологий анализа и описания ARIS Framework, включая BPMN (Business Process Model and Notation) и BPEL (Business Process Execution Language) для бизнес-процессов, уже в первый год эксплуатации системы может принести эффект, измеряемый миллионами долларов;
  • повышение управляемости компании за счёт использования системного подхода и сквозного процесса управления изменениями;
  • построение единой среды взаимодействия между бизнес- и ИТ-пользователями и достижение компромиссов в задачах ИТ-обеспечения.

Стирая границы между бизнесом и ИТ

Сегодня для того, чтобы оставаться конкурентоспособной и прибыльной, любая крупная компания вынуждена непрерывно изменяться, проводить множество мероприятий, направленных на технологические и организационные преобразования. Данный процесс невозможен без активного участия ИТ-служб, ведь связь бизнес-архитектуры с ИТ-архитектурой позволяет руководителям, отвечающим за масштабные изменения в компании, анализировать все факторы для принятия верного решения. И в данном контексте методы и инструменты Business Process Management должны быть интегрированы в инструментарий управления архитектурой предприятия (Enterprise Architecture Management).

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ