×
Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д.1 стр.40. На карте
28Ноября 2012Мобильные телекоммуникации, ноябрь 2012

Актуальные тенденции отраслевых ИТ-рынков: телекоммуникации и связь

Грант Арутюнов , директор Центра телекоммуникационных решений РДТЕХ

В современном мире развитие любых областей экономики тесно связано с информационными технологиями. Особенно заметна тесная интеграция с ИТ в такой высокотехнологичной отрасли, как связь и телекоммуникации. Каковы на сегодняшний день актуальные тенденции развития одного из крупнейших отраслевых ИТ-рынков - телекома?

Консолидация активов продолжается

Одной из главных тенденций последних лет на рынке телекома является укрупнение федеральных операторов связи, как правило, за счёт лидирующих региональных компаний. Основными целями при поглощениях стала, с одной стороны, возможность максимально быстро наращивать предложение своих услуг в регионах, а с другой - повышение спроса на предоставление пользователям единого контента по модели QuadroPlay, состоящей из четырёх основных компонентов: передача данных, голос, видео и мобильность. Основная волна слияний и поглощений пришлась на 2010-2011 годы, что позволило крупнейшим операторам продемонстрировать положительную динамику роста после кризиса. Но и сегодня данная тенденция существенно влияет на формирование ИТ-потребностей крупных операторов сотовой связи. В частности, при процессах слияний и поглощений компании сталкиваются с проблемами управления консолидированными активами, интеграции существующих систем, выработки единых правил и стандартов оказания услуг в рамках объединённой компании. Этим обусловлен возрастающий интерес к таким ИТ-услугам, как интеграция информационных систем и бизнес-приложений, внедрение систем управления архитектурой предприятия, управление бизнес-процессами.

Покупатели стали требовательнее

Сегодня пользователи интернета и мобильной связи предъявляют все более высокие требования к качеству услуг, предоставляемых операторами связи. В связи с этим поставщики сотовой связи вступают во всё более жёсткую конкуренцию в борьбе за ресурсы и абонентскую базу с целью удержания норм прибыли. Одним из главных козырей в этой борьбе для компании становится гибкое маркетинговое предложение с учётом индивидуальных потребностей клиента. Данная тенденция напрямую способствует росту значимости ПО с соответствующим функционалом: аналитических систем с возможностью проведения маркетинговых кампаний, CRM-систем.

Эксперты компании РДТЕХ особенно отмечают значимость такого быстрого и технологичного способа обслуживания абонента, как интернет-портал. Стандартные, вербальные процедуры заказа и оплаты товаров и услуг отходят на второй план. Абонент ценит свое время и пользуется более удобным способом заказа услуги, не выходя из дома. Наличие же онлайн-сервисов для оператора - это также реальная экономия: на аренде помещений, обслуживающем персонале. Решить эти задачи помогает, например, одно из отраслевых решений, предназначенных для организации процесса прохождения заявки на абонентскую услугу - Oracle Order and Service Management. Оно позволяет контролировать этапы прохождения активности, формировать задачи, требования к данным и ресурсам для исполнения. Пользуясь единым порталом, абоненты могут самостоятельно и быстро управлять портфелем услуг, получаемых от телекоммуникационной компании. Оператор, соответственно, при помощи данного решения может автоматизировать весь процесс предоставления услуг, включая управление оборудованием, сервисами и биллингом.

Всеобщая мобилизация

Рынок мобильных устройств в России продолжает расти высокими темпами, в основном за счёт продажи планшетных устройств. В 2011 году, по данным компании Prestigio, было продано 600-700 тыс. планшетных компьютеров, а прогноз роста в 2012 г. составлял от 1 млн. 200 тыс. до 1 млн. 400 тыс. штук. Использование множества различных мобильных устройств диктует новые требования для предоставления мобильного интернет-доступа, его скорости. Для того, чтобы сделать услугу мобильного интернета доступнее, операторам придется столкнуться с необходимостью модернизации инфраструктуры, обеспечивающей поддержку таких форматов связи, как 4G и LTE.

Особо стоит выделить тенденцию использования мобильного устройства как кошелька или компьютера, достаточно сильно влияющую на рынок ИТ-услуг в телекоме. Мобильное устройство всё чаще используется абонентом не только как средство связи или развлечения, но и как устройство для ведения бизнеса. Распространение всевозможных гаджетов, нацеленных на быстрые коммуникации в любое время, даёт возможность всегда быть на связи, участвовать в совещаниях, не отрываясь от дел, независимо от того, где находится абонент в данный момент. Именно поэтому в телекоме ожидается рост спроса на ПО для мобильных устройств, обеспечивающих возможности бизнес-аналитики, создание систем для видеоконференций, Интернет-банкинга.

"Облака" в телекоме

Спрос на облачные технологии продолжает расти как во всём мире, так и в России. Рост рынка коммерческих центров обработки данных (ЦОД) в России в 2011-2012 гг. составил около 30%, и эксперты рынка прогнозируют его дальнейшее развитие. При этом основными игроками рынка стали именно "связисты". Предпосылкой для этого стало то, что структура телекоммуникационной компании наиболее подготовлена для предоставления облачных сервисов: у оператора есть свои каналы связи, широкий региональный охват, а также готовые ЦОДы. Всё это позволяет крупным операторам связи без дополнительных вложений высвободить ресурсы для коммерческого использования своих мощностей и предоставления услуг в "облаках". Дальнейший рост спроса на облачные технологии, в первую очередь, со стороны среднего и малого бизнеса, повлечёт и рост мощностей ЦОДов у операторов связи, строительство новых коммерческих дата-центров, их укрупнение.

Анализируй это

Ещё одно направление, которое по-прежнему не теряет своей актуальности, - это аналитика данных. Для любой крупной компании, в том числе, и в телекоме, характерно стремительное накопление данных, как структурированных, так и неструктурированных. Сегодня с помощью аналитического ИТ-инструментария можно охватить весь спектр информации, представляющей интерес для компании, вплоть до циркулирующей в социальных сетях. Мы рекомендуем обратить внимание на решения, основанные на построении аналитических хранилищ данных, системы поддержки принятия решений и управления корпоративным контентом.

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ