28
ноября 2012
Мобильные телекоммуникации, ноябрь 2012
Актуальные тенденции отраслевых ИТ-рынков: телекоммуникации и связь
В современном мире развитие любых областей экономики тесно связано с информационными технологиями. Особенно заметна тесная интеграция с ИТ в такой высокотехнологичной отрасли, как связь и телекоммуникации. Каковы на сегодняшний день актуальные тенденции развития одного из крупнейших отраслевых ИТ-рынков - телекома?
Консолидация активов продолжается
Одной из главных тенденций последних лет на рынке телекома является укрупнение федеральных операторов связи, как правило, за счёт лидирующих региональных компаний. Основными целями при поглощениях стала, с одной стороны, возможность максимально быстро наращивать предложение своих услуг в регионах, а с другой - повышение спроса на предоставление пользователям единого контента по модели QuadroPlay, состоящей из четырёх основных компонентов: передача данных, голос, видео и мобильность. Основная волна слияний и поглощений пришлась на 2010-2011 годы, что позволило крупнейшим операторам продемонстрировать положительную динамику роста после кризиса. Но и сегодня данная тенденция существенно влияет на формирование ИТ-потребностей крупных операторов сотовой связи. В частности, при процессах слияний и поглощений компании сталкиваются с проблемами управления консолидированными активами, интеграции существующих систем, выработки единых правил и стандартов оказания услуг в рамках объединённой компании. Этим обусловлен возрастающий интерес к таким ИТ-услугам, как интеграция информационных систем и бизнес-приложений, внедрение систем управления архитектурой предприятия, управление бизнес-процессами.Покупатели стали требовательнее
Сегодня пользователи интернета и мобильной связи предъявляют все более высокие требования к качеству услуг, предоставляемых операторами связи. В связи с этим поставщики сотовой связи вступают во всё более жёсткую конкуренцию в борьбе за ресурсы и абонентскую базу с целью удержания норм прибыли. Одним из главных козырей в этой борьбе для компании становится гибкое маркетинговое предложение с учётом индивидуальных потребностей клиента. Данная тенденция напрямую способствует росту значимости ПО с соответствующим функционалом: аналитических систем с возможностью проведения маркетинговых кампаний, CRM-систем.Эксперты компании РДТЕХ особенно отмечают значимость такого быстрого и технологичного способа обслуживания абонента, как интернет-портал. Стандартные, вербальные процедуры заказа и оплаты товаров и услуг отходят на второй план. Абонент ценит свое время и пользуется более удобным способом заказа услуги, не выходя из дома. Наличие же онлайн-сервисов для оператора - это также реальная экономия: на аренде помещений, обслуживающем персонале. Решить эти задачи помогает, например, одно из отраслевых решений, предназначенных для организации процесса прохождения заявки на абонентскую услугу - Oracle Order and Service Management. Оно позволяет контролировать этапы прохождения активности, формировать задачи, требования к данным и ресурсам для исполнения. Пользуясь единым порталом, абоненты могут самостоятельно и быстро управлять портфелем услуг, получаемых от телекоммуникационной компании. Оператор, соответственно, при помощи данного решения может автоматизировать весь процесс предоставления услуг, включая управление оборудованием, сервисами и биллингом.
Всеобщая мобилизация
Рынок мобильных устройств в России продолжает расти высокими темпами, в основном за счёт продажи планшетных устройств. В 2011 году, по данным компании Prestigio, было продано 600-700 тыс. планшетных компьютеров, а прогноз роста в 2012 г. составлял от 1 млн. 200 тыс. до 1 млн. 400 тыс. штук. Использование множества различных мобильных устройств диктует новые требования для предоставления мобильного интернет-доступа, его скорости. Для того, чтобы сделать услугу мобильного интернета доступнее, операторам придется столкнуться с необходимостью модернизации инфраструктуры, обеспечивающей поддержку таких форматов связи, как 4G и LTE.Особо стоит выделить тенденцию использования мобильного устройства как кошелька или компьютера, достаточно сильно влияющую на рынок ИТ-услуг в телекоме. Мобильное устройство всё чаще используется абонентом не только как средство связи или развлечения, но и как устройство для ведения бизнеса. Распространение всевозможных гаджетов, нацеленных на быстрые коммуникации в любое время, даёт возможность всегда быть на связи, участвовать в совещаниях, не отрываясь от дел, независимо от того, где находится абонент в данный момент. Именно поэтому в телекоме ожидается рост спроса на ПО для мобильных устройств, обеспечивающих возможности бизнес-аналитики, создание систем для видеоконференций, Интернет-банкинга.