×
Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д. 1, стр. 40. На карте
27Ноябряаналитическое издание "12NEWS", ноябрь 2012

Интервью "Как быстро и безопасно для бизнеса банка мигрировать на новую версию СУБД?"

Владимир Мишугин, вице-президент "Банка Москвы"

12NEWS: Владимир, расскажите о предпосылках миграции? Какой бизнес-результат для Банка она должна была принести?

АБС "Банка Москвы" - это наше основное, что называется "самописное", бизнес-приложение, реализующее основные бизнес-процессы Банка как в фронтовой составляющей розницы и корпоратов, так и в бэкофисе. В ней же организована и главная книга, матучёт и многое другое. Именно поэтому отлаженная работа СУБД, поддерживающей АБС, является приоритетной задачей и требует постоянного внимания специалистов ИТ-департамента Банка. Час простоя АБС - это недопустимый критичный инцидент, который может крайне негативно отразиться на эффективности работы Банка, качестве обслуживания и лояльности наших клиентов.

Любые работы, связанные с оптимизацией работы СУБД, могут повлиять на её производительность, а значит, менеджмент, ответственный за эти процессы, должен внимательно и критично относиться к обновлениям ПО, переходу на новые версии. Это касается, в том числе и общесистемного программного обеспечения, где риски миграции существенно ниже. Если говорить о переходе на новую версию СУБД или платформы, то, зачастую, мы сознательно максимально откладываем миграцию "на потом", так как понимаем, какие риски для стабильности бизнес-процесса и производительности системы может нести данный переход и сколько ресурсов необходимо потратить для обеспечения совместимости с новой версией. Вместе с тем, каждая версия ПО СУБД несёт в себе новые технологические решения, фичи, которые способны дать бизнес-сервисам новые возможности, снизить операционные затраты, повысить производительность за счёт увеличения скорости обработки запросов, улучшить и упростить процессы резервного копирования и обеспечения непрерывности. Оценив риски миграции, было принято решение создать тестовую среду и осуществить прогон запросов к СУБД в условиях, приближенных к "боевым".

12NEWS: Почему в качестве исполнителя был выбран РДТЕХ?


Для проведения процесса миграции на новую версию СУБД необходима большая подготовка и высокие компетенции администраторов баз данных, выполняющих проект. Квалификация сотрудников нашего ИТ-департамента высока, но при этом работы по миграции - не столь частая и, можно сказать, непрофильная активность для них. Заручившись поддержкой руководства Банка, мы приняли решение обратиться к профессионалам в этой области - компании РДТЕХ, которая не раз в течение 10 лет сотрудничества помогала "Банку Москвы" в решении подобных сложных ИТ-задач и обеспечивала техническую поддержку Oracle-продуктов. За годы сотрудничества с РДТЕХ ИТ-департамент Банка убедился в наличии профессионального подхода к решению задач, умения всесторонне оценивать проблему и большой ответственности за результат.

12NEWS: Как был организован процесс выполнения проекта? Специалисты ИТ-департамента Банка также работают над проектом, как и специалисты РДТЕХ?

Проектная команда состояла из специалистов РДТЕХ и ключевых сотрудников ИТ-департамента "Банка Москвы", начиная от администраторов "железа" и СУБД и заканчивая прикладными разработчиками. С нашей стороны были подготовлены исходные данные для миграции, также мы выступали экспертами в процессе разработки её методики. РДТЕХ представил свою методику, включающую прогнозирование результата миграции ещё на стадии тестирования, предложив в качестве средства для тестирования методики использовать специальный инструмент - Oracle Real Application Testing, которым команда РДТЕХ хорошо и профессионально владеет. С помощью данной опции мы смогли измерить нагрузку реальной, работающей системы, подготовить и развернуть тестовую среду на полнофункциональной СУБД. Далее на неё была дана соответствующая реальной нагрузка, что позволило увидеть узкие места в выбранной методике и понять, как действовать при реальной миграции. Эта кропотливая работа длилась примерно месяц, и результатом стало полное понимание схемы действий, а также скрипты, необходимые для устранения ошибок системы при миграции, плюс частичный реинжиниринг нашей бизнес-системы.

12NEWS: Как происходил выбор методики миграции? Расскажите о ней.

Понимая сложность процесса миграции, высокие риски, связанные с возможным длительным простоем базы данных, мы рассматривали несколько вариантов миграции:

  • Миграция "словарём", то есть выполнением штатных процедур Oracle;
  • Миграция через импорт/экспорт данных;
  • Миграция с выполнением предварительного тестирования работы приложения на новой версии.
После анализа всех возможных вариантов нам стало понятно, что без применения специальных инструментов и методик велика вероятность длительного простоя АБС и сильное снижение производительности. Несмотря на то, что в Банке в отделе СУБД работают опытные и грамотные инженеры, было принято решение о привлечении внешней компании. Это объясняется не только отсутствием специального инструментария, но и высокой загрузкой администраторов СУБД. Приступив к работе вместе со специалистами РДТЕХ, мы была выбрали следующую методику: специальным инструментом OracleRealApplicationTesting снять реальную нагрузку на базу данных АБС, в тестовой среде провести реальную миграцию "словарём", воспроизвести записанную нагрузку на базу данных, выявить и устранить все "узкие места" и провести реальную миграцию базы данных. Как показала практика, это было единственно верное решение, и миграция прошла без критичных ошибок и нештатного простоя АБС - всего за несколько часов.

12NEWS: Как отразились результаты миграции на деятельности Банка?

Выполнив работу по миграции на новую версию СУБД Oracle Database11g оперативно и в запрошенное у бизнесов временное окно, Банк избавил клиентов от длительного простоя и отказа в обслуживании, значительно снизил риски, связанные с эксплуатацией снятой с поддержки версии БД. Частично уменьшилась нагрузка по управлению табличными пространствами за счёт перехода на новую технологию ASM, статистики СУБД значительно расширились, что облегчает тюнинг и поиск узких мест, а значит, оптимизирует работу администраторов и повышает стабильность и производительность основной банковской системы. Много "бонусов", облегчающих создание новых бизнес-сервисов, получили и наши разработчики. Кроме того, не секрет, что поддержка последних версий продуктов оказывается более оперативно, а с точки зрения информационной безопасности в них заложены более прогрессивные решения, ведь сохранность персональных и клиентских данных - это одна из основных задач высокотехнологичного Банка.

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ