×
Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д. 1, стр. 40. На карте
28НоябряЖурнал "Управление магазином", №11, ноябрь, 2011 год

Статья эксперта РДТЕХ: "ИТ в ритейле как фактор роста"

Игорь Криушин, руководитель направления информационных систем для торговых компаний РДТЕХ

Ритейл - это такой вид бизнеса, где скорость является главным конкурентным преимуществом, напрямую влияя на эффективность; это одна из самых чувствительных к изменениям отраслей экономики, где все изменения мгновенно отражаются на состоянии, поэтому руководителям бизнеса приходится быть более гибкими, адаптивными и чаще задавать себе вопрос: "А насколько наш бизнес эффективен?".

Эффективность основных бизнес-процессов в ритейле (работа кассовой зоны, склада, заказ продукции, её учёт и пр.) напрямую зависят от того, насколько технически грамотно и надёжно построена информационная система, обеспечивающая их функционирование. Особенно это касается крупных представителей розничной торговли, где автоматизация действительно критична, так как обеспечивает работу всей сети магазинов. Задачи, связанные с анализом эффективности продаж и управления в ритейле, построением отчётности также более быстро и качественно решаются с помощью информационных технологий.

То, как именно аналитика помогает в решении задач бизнеса, зависит от стратегии развития компании - многие всё ещё идут по экстенсивному пути развития: осваивают регионы, поглощают другие сети. В этой связи одной из основных задач автоматизации торговой сети является включение новых объектов в ИТ-инфраструктуру предприятия и их оптимальная интеграция.

В тех же компаниях, где больше внимания уделяется повышению эффективности работы, а не росту, менеджмент готов инвестировать в ИТ как в инструмент развития бизнеса. Некоторые представители ритейлового бизнеса считают, что экстенсивный путь развития себя исчерпал, другие же утверждают, что это произойдет со временем. По данным CNews, на данный момент уровень концентрации бизнеса по десяти лидирующим представителям отрасли составляет порядка 18%. Эксперты отрасли утверждают, что эта тенденция будет продолжаться до 40-45%, и только после преодоления этого порога остановится. В любом случае, очевидно, что экстенсивное развитие торговых сетей через некоторое время прекратится.

В свете этой тенденции возрастает роль ИТ и обозначается проблема: как за существующий ИТ-бюджет получить решение, максимально соответствующее потребностям бизнеса конкретной компании - с её форматом, размером и другими важными характеристиками. По опыту РДТЕХ, которая уже более 19 лет работает на рынке информационных технологий и все эти годы сотрудничает с различными торговыми компаниями, мы можем констатировать следующее: интерес торговли к ИТ, и в частности к нашим услугам, серьёзно возрос в последние несколько лет. В период кризиса явной стала тенденция к поддержке (а не покупке) ИТ-систем, а после кризиса - вектор сместился к задачам развития, нацеленным на повышение эффективности.

Как и любая другая отрасль, ритейл представлен различными по размеру компаниями, и чем крупнее торговая сеть, тем быстрее она осознаёт потребность в автоматизации своей деятельности. Отсюда разнится уровень информатизации в разных сегментах: так, мелкие игроки только осознали потребности в ERP-системах, крупные - уже завершили такие внедрения. То есть первая волна автоматизации прошла - без информации было невозможно работать. Отметим актуальность следующих систем: ERP- и POS-, системы автоматизации складов и управления персоналом - результативное выполнение этих функций приводит к улучшению эффективности коммерческого блока розничных компаний и влияет на бизнес в целом.

Проблема привлечения и удержания клиентов обуславливает актуальность CRM-систем в ритейле. Чтобы успешно работать на рынке, торговым компаниям необходимо хорошо знать своих клиентов, активнее использовать различные маркетинговые программы. Это заметно подстегнуло спрос на CRM-системы. Внедрение CRM приводит к увеличению продаж, повышает уровень лояльности клиентов за счёт ускорения бизнес-процессов, сокращения временных затрат на обработку обращений клиентов, автоматизации рутинных операций.

Для продуктового ритейла, где необходима высокая точность планирования и прогнозирования, т.к. от этого напрямую зависит прибыль и возможные убытки, инструментом для повышения эффективности являются аналитические системы. На основании данных, получаемых при помощи таких ИТ-систем, менеджеры могут принимать взвешенные решения. Аналитика - это то, без чего ничего нельзя прогнозировать и планировать, а значит - грамотно и целенаправленно действовать дальше.

Тенденция к сокращению затрат сохраняется со времён кризиса 2008 года, и этот тренд стал чуть ли не основным требованием бизнеса - за вложенные деньги владельцы компаний хотят и повышения эффективности (то есть прироста прибыли), и сокращения затрат. И со стороны ритейлеров наблюдается рост интереса к технологиям, помогающим снижать расходные статьи.

Далее мы подробно рассмотрим информационные технологии в разрезе результатов, которых ИТ помогают добиться.

Повышение эффективности департамента продаж Компании

В этот блок задач ритейлеров входят очень важные, системные действия, которые обеспечивают непосредственно сам процесс продаж, а также своевременное реагирование на быстро меняющиеся и влияющие на бизнес условия.

Одним из главных показателей эффективности в ритейле является отдача от квадратного метра, ведь аренда торговых площадей - одна из самых затратных статей в рознице. Для повышения этого показателя необходимо выполнять ряд условий: иметь эффективную планограмму магазина, провести зонирование торговых точек по типам площадей (акционная, основная, прикассовая); определить оптимально выгодные цены продаж; отладить работу мерчендайзеров; регулярно выявлять лучшие/худшие товары и прогнозировать продажи на уровне магазинов, товарных позиций, дней. Решение этих задач требует серьёзной аналитической работы, которую затруднительно сделать без информационных технологий. Очевидно, что работа с многотысячной номенклатурой торговой сети невозможна без помощи информационной системы - самый опытный специалист (и даже их группа) не в состоянии обеспечить выполнение этих процессов своевременно и качественно.

Необходимо отметить, что заказчики информационных систем стали подходить к ИТ-автоматизации более осмысленно, делать только те проекты, которые нужны, но не для повышения статуса, а для повышения экономического эффекта бизнеса. Сейчас ставка делается на те проекты, которые точно окупятся, а инвестиции вернутся, причём достаточно быстро. Показатель ROI самый важный: ведь все считают, какой проект и какую отдачу принесёт. Руководство хочет видеть не глобальные внедрения (на десять лет с непонятным результатом), а те, экономический эффект от которых можно увидеть сразу. Поэтому сейчас так часто для начала проводят "пилоты", больше внимания уделяют не функциональным возможностям системы, а тому, насколько она способна решать конкретные задачи.

Повышение эффективности коммерческого блока Компании

В данном случае мы говорим о задачах, стоящих перед блоком компании, занимающимся процессами закупки товара и взаимодействия с поставщиками: выборе поставщика, оценке выполнения договорных условий поставщиков, качестве работы, прогнозировании спроса, расчёте оптимального запаса.

Данный блок задач тесно связан с большими базами данных о контрагентах, поставщиках, данными о финансовом учёте, а также, как и в случае с блоком задач для повышения эффективности продаж, автоматизацией "ручной" работы. И опять же, только информационная система справится с такими сложными и трудозатратными операциями, повысив в целом эффективность работы торговой сети. Оптимизация решений этих задач с помощью ИТ-систем позволит повысить эффективность коммерческого блока торговой компании, достигнув:

  • контроля над исполнением поставщиками договорных условий;
  • сокращения ущерба и списаний вследствие уценки товара;
  • сокращения доли неходового товара (высвобождения денежных средств);
  • снижения доли out of stocks (отсутствия товаров на полках, пользующегося повышенным спросом);
  • максимального ухода от "ручных" заказов, автоматического расчета заказов;
  • создания прогноза на уровне товарных позиций, магазинов, дней;
  • контроля за выполнением планов, своевременного принятия решений.
Помимо коммерческого блока и отдела продаж, основным для торговли является подразделение логистики и, соответственно, выполняемые им процессы. Логистика - вторая самая затратная статья расходов ритейлеров после аренды. Поэтому внедрение специальных логистических систем в данной отрасли всегда актуально. В качестве результатов правильного выполнения логистических процессов следует отметить: сокращение ущерба и списаний товара, доли неходового товара; доли out of stocks (отсутствие товаров на полках, пользующиеся повышенным спросом); автоматический расчет заказов; создание прогноза на уровне товарных позиций, магазинов, дней.

Эффективность сети может сильно пострадать в том случае, если в информационную систему начинают включать новые объекты для управления, поэтому с каждым новым приобретением возрастает роль ИТ - быстрая и безошибочная интеграция и консолидация систем невозможна без использования информационных технологий и высококлассных специалистов. Ритейлерам стоит задуматься о том, что с каждым новым приобретением эффективность работы всей торговой системы не должна падать даже во время некого адаптационного периода, ведь время - деньги.

Многие из обозначенных задач могут быть решены с помощью информационно-аналитических систем: это обуславливает популярность и востребованность систем класса Business Intelligence. И это утверждение мы можем подкрепить данными аналитических отчётов и реальным спросом на услуги по внедрению специализированных аналитических систем для торговых компаний.

Также одной из регулярных и важных задач современного бизнеса, влияющей на его результативность, является взаимодействие с поставщиками. Выше мы уже затрагивали эту тему в контексте обсуждения эффективной работы коммерческого блока компании. Говоря о конкретных ИТ-решениях, способствующих оптимизации процесса работы с поставщиками, стоит отметить электронные порталы B2B, которые позволяют в рамках единой площадки вести переговоры, отслеживать статус отгрузок и прихода товара. Не так давно мы закончили построение портала торгов для одного из крупнейших нефтехимических холдингов, и можем с полной уверенностью говорить о том, что без такой системы современной компании трудно удержаться в лидерах хотя бы потому, что скорость операций, главная особенность порталов, очень зависит от того, кто выполняет процесс - человек или машина. Помимо этого, современная компания, которая просто обязана открыто и прозрачно действовать на рынке в условиях конкуренции, должна иметь то средство, которое стандартизирует и поддержит весь этот бизнес-процесс рыночного взаимодействия и снизит зависимость сети от конкретных менеджеров по закупкам товара.

Не столь далека от популярной темы электронных порталов и так называемая "электронная коммерция". Недавний пример, иллюстрирующий тенденцию, покупка X5 интернет-магазинов "Болеро" и "003.ru". Тотальная нехватка времени на походы по магазинам, стремление к экономии времени, затрачиваемого на быт, заставляют людей обращаться к интернет-магазинам, предлагающим онлайн-каталог продуктов и быструю доставку до квартиры - например, формат сети "Утконос". Это направление, на наш взгляд, является одним из наиболее зависимых от информационных технологий - продуктовый интернет-магазин обязательно использует портальные решения, системы взаимоотношения с клиентами (CRM), каким-то образом защищает используемое решение и персональные данные клиентов с помощью средств информационной безопасности. Вообще, ИТ для обеспечения "электронной коммерции" - это тема, требующая отдельного освещения, и в данной статье мы намеренно не прорабатываем её в полной мере.

Средства электронного документооборота (СЭД) также относят к числу наиболее перспективных и актуальных для торговли направлений автоматизации. Системы электронного документооборота для крупных компаний - это реальный инструмент для сокращения издержек: экономия бумаги и снижение временных затрат, сведение к минимуму убытков и ошибок. Например, подобные системы помогают избежать ситуаций, когда поставка срывается из-за несвоевременного поступления информации или ее искажения.

В задачи современных ИТ входит не только подбор необходимых под нужды каждого конкретного бизнеса решений, но и выработка подхода, позволяющего оптимизировать затраты на информационные технологии. Получить больше результатов из того, что есть в компании - это, пожалуй, самое часто встречающееся требование ИТ-директоров, стремящихся повысить эффективность бизнеса посредством современных технологий. Приведу примеры из нашей практики.

Есть система, которая перестала быстро и чётко работать. Дело может быть в следующем: торговая сеть разрослась, а мощностей не хватает. Тут два варианта - либо купить более дорогое производительное оборудование, либо заниматься оптимизацией системы. На данный момент многие ИТ-директора идут по второму пути - ведь стоимость новой "железки" в разы выше, чем услуги по оптимизации. Многие крупные розничные торговые сети работают с ERP от компании SAP, которая часто использует в качестве системы управления базой данных (СУБД) - Oracle. Для решения сложной с технической точки зрения задачи оптимизации СУБД Oracle в приложениях SAP необходима помощь компании, которая знает технологии баз данных досконально: на основании своего двадцатилетнего опыта работы с продуктами Oracle РДТЕХ помогает Клиенту в эксплуатации системы, оптимизации SQL-кода, в том числе, и в разработках самого пользователя, может рассказать, что надо делать для повышения производительности, показать некие "фичи", делающие работу в SAP-ERP более производительной, а бизнес - эффективным.

Проанализировав потребности и задачи, стоящие перед отраслью торговли, мы можем сделать вывод, что информационные технологии приобретают в ней всё большую значимость, а те направления в ИТ, которые мы отметили, будут всё более востребованными, так как помогают и будут помогать компаниям получать конкурентные преимущества.
По материалам журнала "Управление магазином": http://www.trademanagement.ru

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ