Интервью с Кириллом Дибровой: "Проекты по построению хранилищ - основополагающие для банка"
Кризис, как кажется, закончился… Но проблемы, которые он высветил, а частично и создал, не потеряли свою остроту. Директор по продажам компании РДТЕХ рассказывает об опыте своей компании в реализации проектов по унификации и централизации банковских IT-систем.
"Банковские технологии": Каковы основные проблемы автоматизации многофилиальных финансовых институтов?
Кирилл Диброва: Думаю, эти проблемы можно условно разбить на две категории, характерные для бизнеса современных многофилиальных банков: децентрализованность IT-систем и отсутствие единого стандарта в области информационных технологий. Это позволяет каждому региональному филиалу, что называется, жить собственной жизнью. В такой ситуации процесс управления филиальной сетью банка перестает быть контролируемым, а эффективность работы каждого отдельного филиала весьма сложно проанализировать. Данные систем не синхронизированы, системы не совместимы - в результате вся интеграция IT-решений происходит на уровне отчетности, чаще всего - в формате xls…
На наш взгляд, это связано с одной очевидной посткризисной тенденцией - процессами слияний и поглощений банков, которые проходят последние два-три года. После кризиса некоторые банки почувствовали себя не очень хорошо, и более сильные стали покупать более слабых. Получая в наследство клиентскую базу и много разной ценной информации, покупатель вынужден наследовать и IT-систему, к ней прилагающуюся.
К сожалению, менеджмент не всегда отдает себе отчет в том, что помимо расходов на собственно приобретение банка, потребуется инвестировать весьма значительные средства, чтобы привести две структуры, как говорится, к одному знаменателю. Это касается унификации не только IT, но и организационных структур банков, бизнес-процессов, набора продуктов, правил поведения и пр. Но если часть этих проблем можно решить с помощью ряда организационных мероприятий, то объединение IT-инфраструктур невозможно провести "росчерком пера".
Тем не менее, в настоящий момент банки серьезно занимаются централизацией и унификацией IT-систем. И к этому есть несколько предпосылок.
Первая заключается в том, что управленцы не могут принимать верное решение на основе неточной информации. Им нужен один точный ответ на один конкретный вопрос. А в условиях многосистемности на любой вопрос вполне возможно получить четыре-пять взаимоисключающих ответов. В результате у филиалов складывается одно представление о том, как развивается бизнес, а в центральном офисе - другое. Отсюда управленческие ошибки, конфликты, невозможность своевременно реагировать на меняющуюся ситуацию. Отсутствует единое понимание, нет единого видения развития бизнеса.
Вторая предпосылка к централизации IT-систем - дороговизна содержания "зоопарков" решений, ведь каждую из систем приходится развивать и поддерживать. Проще и дешевле содержать одну дорогую систему, чем несколько маленьких, пусть и дешевых.
И третья предпосылка - стремление менеджеров банка стандартизировать IT-инфраструктуру. Такое желание вполне понятно - повышение контроля над системой, сокращение IT-персонала за счет оптимизации. И, конечно, это подведение системы под те стандарты, которые приняты в компании.
Преимущества централизованной системы очевидны. Ее легче и дешевле содержать, у менеджера всегда есть информация по любой активности бизнеса, все региональные данные находятся в центре - проще получать отчеты, оперативно реагировать, управлять.
"Банковские технологии": Как РДТЕХ решает проблему, когда система банка децентрализована, есть много филиалов, но нет единого источника информации?
Кирилл Диброва: Как я уже говорил, многосистемность порождает многоверсионность в ответе на один вопрос. Но даже в том случае, когда в банке работает одна стандартная АБС, развернутая во всех филиалах, очень часто конкретные настройки и инсталляции на местах отличаются друг от друга - в каждом отдельном офисе внедрение проходило по-разному, в разное время, делалось разными командами.
Сегодня такое положение категорически не устраивает руководство ведущих банков России и СНГ. Менеджмент хочет четко понимать, что происходит в его структуре - на каких продуктах банк зарабатывает, на каких теряет, кто из клиентов выгоден, а кто приносит одни убытки, какой филиал работает эффективно, а какой давно пора закрывать. Это ставит перед IT-службами задачу унификации информации и обеспечения ее быстрого анализа.
РДТЕХ является одним из лидеров рынка в области аналитических систем для банков. Мы исповедуем идею, что полноценная аналитическая система должна строиться в банке на основе хранилища данных. Модель такого ХД у нас есть, и она прошла испытание в ходе многочисленных проектов. Но хранилище должно быть прежде всего наполнено данными, причем эти данные должны быть правдивы, непротиворечивы и полны.
На основе нашего опыта работы в многофилиальных банках, можно сказать, что одной из самых серьезных проблем является сложность обнаружения необходимых данных в системе. Например, в тульском филиале банка мы эти данные находим в одном месте, а в дальневосточном - вообще найти не можем, в Ярославле комиссия считается за каждую сделку, а в Новосибирске цифра показывает сумму комиссий за месяц. Для банка такого рода некорректный учет - большая проблема, ведущая к значительному увеличению стоимости проекта. Можно представить вполне реальную картину: вместо того, чтобы потратить на извлечение данных три-четыре дня, нам приходится делать это три-четыре месяца, иногда проводя декомпозицию данных до первоначального элемента. А в ряде случаев даже это невозможно, приходится полагаться на экспертные оценки.
Вообще, проекты по построению хранилищ можно считать основополагающими для банка - ведь такие работы затрагивают абсолютно все банковские системы. Эти системы являются источниками данных для хранилища, а значит должны обеспечивать необходимое качество информации. Во время подготовки проекта построения ХД решается масса других задач - это как генеральная уборка в квартире. В ходе проекта всплывают проблемы системного характера не только для IT, но и для других служб банка. Например, отсутствие необходимых данных из-за того, что их не вводят операционисты, или некорректность расчета комиссии по причине неправильности методологии, разработанной продуктовыми менеджерами, или программной ошибки в IT-системе. Все это приводит к искажению истины.
Как бороться с этой проблемой? Существует два основных инструмента: IT-методы и административно-командные методы.
Первые не всегда применимы, поскольку часто заменить отсутствующую информацию попросту нечем, а неправильно агрегированные данные не всегда поддаются корректной декомпозиции.
Административно-командные методы (приказы и распоряжения) вроде бы должны помогать, но не всегда эффективны и зачастую дают только временное облегчение. Например, можно выпустить распоряжение: "При открытии счета обязательно заполнять поле № 18". Но заполняют-то это поле операционисты - молодые люди, зачастую пришедшие в банк прямо со школьной скамьи… Если у них отсутствует понимание важности этой операции, приказ бессилен - нужна мотивация.
Решаем ли мы эти проблемы? Да, решаем - за счет тех методологий, которые мы выработали и постоянно совершенствуем в ходе выполнения многочисленных "хранилищных" проектов. Это наше профессиональное ноу-хау, так сказать, профессиональные секреты. Отмечу, что эти вопросы мы решаем разными способами - от внесения изменений в системы-источники до создания систем, которые ведут дополнительный учет.
"Банковские технологии": Входит ли в круг проблем автоматизации многофилиальных банков вопрос с финансированием ИТ-проектов?
Кирилл Диброва: Проблема финансирования - не самая острая проблема, она практически вообще не актуальна. Несмотря на кризис, такие инфраструктурные проекты, как построение хранилищ данных, руководство банка не оставляет без финансирования. Конечно, маржинальность таких проектов снизилась. Но и другие показатели не остались без изменений.
Можно отметить, что сместились акценты при выборе модулей отчетности. Раньше банков больше интересовали модули внешней отчетности, теперь - внутренней. Это объяснимо. Когда в экономике всё хорошо, а бизнес получает высокую прибыль, то его владельца мало интересует, что творится на микроуровне. А когда начинается кризис, падают прибыли, происходит отток клиентов, сокращается объем операций, и приходится жить на резервах прошлых лет, возникает вопрос - как оптимизировать бизнес? А он неминуемо приводит к необходимости анализа на микроуровне.
Применительно к региональному бизнесу, этот вопрос звучит так: "Насколько эффективен каждый филиал и нужно ли иметь столько отделений?". Ранее благополучные банки мало задумывались над этими вопросами, зачастую принимая решение о расширении региональной сети по соображениям престижности. Сейчас, на этапе экономической нестабильности, руководство банков начинает интересоваться, насколько доходен бизнес на уровне филиала, отделения, а часто - и насколько эффективен каждый менеджер пофамильно! Нередко после таких оценок банки начинают продавать филиалы, избавляясь от убыточных активов.
"Банковские технологии": Централизованная АБС для многофилиального банка - плюсы и минусы?
Кирилл Диброва: О положительных моментах централизованной системы я говорил выше. Если честно, я не вижу крупных минусов в централизованной АБС. Конечно, централизация ведет к необходимости приобретать более мощное и потому более дорогое оборудование. Значительно возрастают расходы на каналы связи. Но, по моему мнению, рост расходов на каналы и оборудование не сможет перевесить экономию средств за счет централизации и унификации IT-инфраструктуры.
pdf-версия интервью с Кириллом Дибровой: "Проекты по построению хранилищ - основополагающие для банка"