×
Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д.1 стр.40. На карте
10Августа 2009Журнал "Банковские технологии", №7-8, 2009 год

"Подготовка отчетности для Банка России: результат в кратчайшие сроки"

Летучев Александр, руководитель Отдела систем внешней отчетности, компания РДТЕХ

Требование Банка России по регулярному предоставлению обязательной отчетности финансовых организаций подталкивает банки к расширению возможностей автоматизированной подготовки отчетных форм. Специфические особенности банков делают этот процесс индивидуальным, поэтому универсального рецепта автоматизации подготовки отчетности не существует. На данный момент распространено как ручное сведение данных, поступающих из учетных систем, так и стремление к централизованной обработке информации на базе хранилищ данных. У каждого из подходов есть свои плюсы и минусы. Мы предлагаем разобраться и выяснить, существует ли способ совместить их лучшие стороны для нахождения оптимального экономичного способа подготовки отчетности для Банка России.

Ручной труд - выбор между себестоимостью и корректностью

Для большинства банков в настоящее время подготовка обязательной отчетности для Банка России - это трудоемкий и слабо автоматизированный процесс, который осуществляют сотрудники отделов сводной отчетности с привлечением специалистов других подразделений. Формы отчетности часто готовятся вручную [1], начиная от сбора исходных данных из различных источников банка, их унификации и консолидации, и заканчивая ручным вводом данных в программные комплексы Банка России KLiKO, Obved и др.

Безусловно, при сравнении с вариантом автоматизированной подготовки отчетности для Банка России, ввиду стоимости серверов и необходимости технической поддержки систем, ручная обработка данных может казаться проще и дешевле, однако здесь имеется целый ряд недостатков.

Первый минус ручной подготовки отчетности - то, что ответственный за сдачу отчета сотрудник получает собственно отчет с существенной задержкой и то время, которое могло бы уходить на проверку корректности отчета, тратится на его получение. Следствием этого является высокая загруженность работников отделов сводной отчетности и ненормированный рабочий день в периоды сдачи отчетности.

Во-вторых, требования Банка России к составу обязательной отчетности часто меняются, и в случае сложных форм, например формы № 135, сама адаптация к новым правилам требует привлечения значительных человеческих ресурсов, которыми, помимо всего прочего, надо эффективно руководить, чтобы подготовиться к сдаче формы по новым стандартам и представить ее вовремя.

В-третьих, в подготовке одной и той же формы отчетности могут участвовать несколько специалистов, возможно, даже из разных подразделений. Каждый из них отвечает за свой участок работы и не знает, как составляется другая часть той же самой формы. В итоге методику расчета показателей форм отчетности из данных первичного учета определить затруднительно, что крайне негативно сказывается как на времени подготовки отчетности (в случае возникновения сбоя на одном из участков), так и на времени адаптации организации к новой версии нормативных актов.

Подготовка отчетности на АБС не является спасением

Вариант автоматизации подготовки отчетности для Банка России на автоматизированных банковских системах (АБС) популярен, и рынок насыщен соответствующими решениями. Данный способ оправдывает себя во многих случаях, но подходит он в основном для простых форм отчетности. А именно, его главный недостаток заключается в том, что отчетность строится только по тем данным, которые содержатся в данной АБС. Например, если в АБС ведется информация по кредитам и депозитам, а для работы с ценными бумагами применяется другое программное обеспечение, то для подготовки отчетной формы, в которой используются показатели по всем трем названным областям учета, придется проводить дополнительное сведение отчетности, полученной из разных систем.

Популярная в крупных банках автоматизация обработки "полуфабрикатов", полученных из различных систем с целью получения сводной отчетности, ведет к дополнительным проблемам. Такая автоматизация часто держится на плечах нескольких "местных" ИТ-специалистов, что делает каждого из них незаменимым. Одновременно данный подход к подготовке отчетности усложняет переход от существующих автоматизированных систем первичного учета к более современным, так как требует либо доработки комплексов по сведению отчетности, либо внедряемых систем, что не всегда возможно.

Банковское хранилище данных - как решиться на его создание

Создание хранилища данных - процесс, требующий значительных ресурсов, как временных, так и финансовых. Если малые и средние банки пока не могут позволить себе реализацию полноценного хранилища данных, то в крупных организациях также встает вопрос себестоимости соответствующего проекта: очевидно, что ради одной автоматизации подготовки обязательной отчетности банку нерентабельно создавать целое хранилище.

Впрочем, долговременная стратегия использования хранилища данных себя оправдывает. Понимая сложность подобных проектов, компания РДТЕХ предлагает создание систем поддержки эффективности управления финансовыми организациями на базе бизнес-приложений Oracle Financial Services Applications в качестве комплексной услуги. После создания хранилища данных функциональные возможности системы могут поэтапно наращиваться за счет применения специализированных модулей Oracle Financial Services Applications: начав с внедрения модуля РДТЕХ "Отчетность ЦБ", впоследствии, по мере необходимости, можно устанавливать подсистемы бюджетирования и планирования, управленческой отчетности, управления рисками и подготовки отчетности по МСФО.

При этом практический эффект от создания хранилища данных и окупаемость инвестиций стало возможно получить в сжатые сроки. Для системы на основе Oracle Financial Services Applications используется предопределенная методология внедрения, что позволяет значительно быстрее создать единое хранилище данных, в отличие от полного цикла разработки аналогичной системы на заказ. При этом за счет разработанной РДТЕХ стандартной аналитической среды на базе Oracle Business Intelligence Enterprise Edition, внедряемой вместе с хранилищем, бизнес-пользователи могут начинать использовать данные в хранилище для решения аналитических задач уже на ранних этапах реализации проекта.

Внедрение модуля "Отчетность ЦБ", после его модернизации в 2009 году специалистами РДТЕХ, теперь также проходит намного быстрее. Рассмотрим функциональные особенности обновленного решения подробнее.

Модернизированное приложение "Отчетность ЦБ" - быстрое внедрение с минимальными затратами

Модуль "Отчетность ЦБ" предназначен для автоматизации процессов расчета показателей форм отчетности на основе данных, хранящихся в едином банковском хранилище Oracle Financial Services Applications, учета контрольных соотношений, оперативного анализа данных, на которых строится отчетность, и генерации файлов для импорта в программные комплексы Банка России. Формирование электронной и печатной формы для отправки в Банк России осуществляется в программном обеспечении Банка России (KLiKO, Obved, ПТК ПСД).

Промышленная эксплуатация модуля "Отчетность ЦБ" в банках выявила пути возможной модернизации решения в части ускорения процесса внедрения решения и упрощения его эксплуатации. В частности, наиболее проблематичным этапом внедрения модуля было написание технического задания. Подразделения банка, отвечающие за сдачу отчетности в Банк России, как правило, затрудняются предоставить полную методику расчета показателей форм отчетности из данных первичного учета, поэтому при автоматизации подготовки отчетности часто возникают сложности с получением сведений, по какой методике считать тот или иной показатель.

Чтобы преодолеть эту проблему, специалисты РДТЕХ разработали для модуля "Отчетность ЦБ" набор методологий расчета форм. Обычно банкам приходится разрабатывать соответствующие методики с нуля под свои индивидуальные потребности. Теперь при наличии "полуфабрикатов" технических заданий с описанными универсальными методиками Заказчику достаточно просто определить, в каком случае использовать стандартное решение, а в каком - дорабатывать стандартную методику построения формы. Все это делает модуль "Отчетность ЦБ" быстро внедряемым.

Особенно важной характеристикой нового решения является возможность оперативной доработки состава и структуры форм отчетности в случае изменений требований Банка России. РДТЕХ постоянно сопровождает внедренные хранилища данных, самостоятельно дорабатывая методики и рассылая изменения Заказчикам. Модернизация типового решения возможна в пределах одного месяца со дня опубликования информации об изменении нормативных актов, а при оперативном согласовании измененных методик со стороны Заказчика внесение изменений в промышленную систему банка может быть произведено в более короткие сроки.

Одновременно в системе предусмотрена версионность справочников. Вид формы отчетности при выходе новых требований Банка России изменяется с определенного числа, а старые данные сохраняют формат, соответствующий прежним правилам.

Особенности подготовки отчетности ЦБ в многофилиальных банках

Для многофилиальных банков, в случае если филиал имеет собственную АБС, отличающуюся от системы головного офиса, модуль "Отчетность ЦБ" предусматривает возможность импорта файлов с готовыми отчетами. При этом обязательная отчетность готовится в филиале своими средствами и после предоставления в головную организацию консолидируется непосредственно в модуле. В одних банках данный способ может рассматриваться как переходный до того момента, когда будет обеспечена корректная загрузка данных всех филиалов в хранилище и форма будет считаться по филиалам автоматически уже на хранилище. В других банках данный способ может рассматриваться как долговременный и даже постоянный, если внутренними положениями банка разделена ответственность за подготовку и сдачу отчетности между центральной бухгалтерией головного офиса и бухгалтериями его филиалов.

Еще одной существовавшей ранее сложностью при подготовке отчетности была разница в требованиях к одной и той же форме, предъявляемых в разных территориальных управлениях Банка России. Модуль "Отчетность ЦБ" обладает гибким набором возможностей для учета в бизнес-процессах подготовки форм нюансов, характерных для каждого территориального управления. Например, для одного территориального управления достаточно подготовить форму № 101, а потом под нее скорректировать формы № 501 и 603, к которым нет жестких требований по округлению. В то же время в другом территориальном управлении предъявляются жесткие требования к округлению данных по межбанковским счетам: в результате модуль был настроен таким образом, чтобы сначала данные форм № 501 и 603 округлялись с минимальными погрешностями, а затем их показатели учитывались бы при округлении формы № 101.

Возможность совмещения разных подходов к подготовке отчетности

После подробного рассмотрения разных технологических вариантов подготовки обязательной отчетности для Банка России становится ясным, что оптимальным является смешанный вариант. Очевидно, что подготовка абсолютно всех форм на хранилище данных будет неоправданно дорогостоящей, так как ряд форм могут быть успешно реализованы в самой учетной системе. Исходя из этого РДТЕХ при разработке универсальных методик подготовки отчетности остановил свой выбор на 38 наиболее сложных и востребованных формах для быстрого внедрения. Потребность в автоматизации подготовки отчетности на хранилище остальных форм определяется пожеланиями банка, а также функциональными возможностями его существующих учетных систем.


[1] - Отдельные этапы, как правило, выполняются с помощью программных средств, но весь процесс в целом автоматизирован крайне редко, особенно для сложных форм.

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ