/  Рынок BI в России на 50% состоит из отечественных вендоров

Рынок BI в России на 50% состоит из отечественных вендоров

В области BI-систем (Business Intelligence) в РФ за последние два года практически сформировался новый рынок, заявил генеральный директор Visiology Алексей Никитин на прошедшей 20 ноября ежегодной конференции ViRush 2023.

Если в 2021 году доля отечественных компаний в индустрии BI составляла не более 10%, сегодня она выросла до 50% и будет увеличиваться на 15% в год, таким образом, к 2027 году национальные лидеры смогут занять порядка 90% сегмента, сообщил глава Visiology.

Санкционные события создали благоприятную почву для развития рынка отечественных BI-решений, отметил директор по развитию и цифровой трансформации РДТЕХ Евгений Осьминин. Он перечислил ряд интересных и конкурентоспособных, в отдельных аспектах, систем: «Наряду с Visiology это «Форсайт. Аналитическая платформа», FlyBI, Jet BI, Luxms BI, решения от Polymatica, облачный сервис DataLens от Яндекс, и ряд решений от игроков рынка, не позиционирующих себя как непосредственные разработчики BI».

Сейчас нельзя назвать абсолютных лидеров в разработке отечественных BI-систем, многие добились успехов в реализации отдельных аспектов, уточнил Евгений. Но в течение 1-2 х лет, несомненно, лидеры появятся. Ими станут компании, которые не только смогут повторить функционал лучших западных решений, но и быстрее конкурентов найти правильный баланс по остальным аспектам.

Алексей Никитин подчеркнул, что в 2022 году после ухода зарубежных вендоров рынок в РФ в целом сократился на 40% и, по сути, начал формироваться заново. Его рост предположительно оценивается в 25% в год.

Темпы развития во многом будут зависеть от того, как покажут себя российские вендоры. «Очень большое количество заказчиков откладывают решение о покупке BI-продуктов на 2024-25 годы, пытаясь дождаться более функциональных решений, приближенных к зарубежным аналогам. И это станет драйвером рынка», - отметил Алексей Никитин.

Он обозначил стратегическую позицию Visiology, которая заключается, во-первых, в сохранении максимальной преемственности к Power BI (ПО бизнес-анализа Microsoft), а во-вторых, позволяет сосредоточиться на концепции Self-Service (самообслуживаемая бизнес-аналитика).

Спикер пояснил, что в компании понимают под инструментарием Self-Service: помимо создания традиционных статических отчетов, это интерактивные дашборды, возможность их создания бизнес-пользователями, также опция загрузки данных и, в конечном итоге, – управление контентом.

Все эти задачи закрывает платформа Visiology 3.0, на развитии которой в компании были сконцентрированы в 2023 году.

Несмотря на выбранные ориентиры с точки зрения бизнес-пользователя на лучшие западные решения, поиск оптимальных подходов к архитектуре и техническим аспектам реализации BI-систем находится в активной фазе, констатирует Евгений Осьминин. Он объяснил, что «в фокусе внимания компаний-разработчиков сейчас, помимо непосредственных инструментов анализа и визуализации данных, время и стоимость внедрения систем, возможности Low-code-разработки, простота интеграции в инфраструктуру вне зависимости от типов данных и их источников. Также важным фактором конкурентоспособности становятся наличие комьюнити разработчиков и сервисов специализированный поддержки. За небольшое время многие разработчики BI уже внедрили или готовятся внедрить собственные ETL-модули, элементы BPM, интеграцию с НСИ».

Алексей Никитин анонсировал, что в 2024 году в Visiology 3.0 будет добавлен аналог ETL-инструмента Power Query, нужный для подготовки данных перед загрузкой в BI-систему. Также планируется расширить возможности языка DAX. Для тех клиентов, кому он покажется сложным, Visiology предлагает телеграм-бот ViTalk GPT, который не только отвечает на вопросы пользователей, но и помогает, например, перевести формулы с других популярных BI-систем на DAX. ViTalk GPT был запущен в мае и за полгода аудитория этого бесплатного сервиса выросла в 4 раза.

Имеющееся многообразие подходов к реализации BI-систем создает благоприятную почву для развития новых технических решений и подходов, и возможно, даже для появления в ближайшей перспективе новых классов продуктов, которые потенциально могут превзойти западные аналоги, заключил Евгений Осьминин.